Интегрированное занятие по развитию речи
в первой младшей группе детского сада
Зерщикова Инна Владимировна
Черноусова Людмила Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
Тема: «Весенняя прогулка»
Цель: сформировать у детей представления о весенних явлениях природы, активизировать словарный запас.
Задачи: расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить признаки самостоятельно;
развивать способность наблюдать и видеть красоту весенней природы;
воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.
Оборудование: картина И. Левитана «Март», картина А. Саврасова «Грачи прилетели», магнитофон, аудиозапись «звуки природы», макеты цветов красного, жёлтого, синего цвета, панно с изображением деревьев (без листьев), краски, кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: − Ребята, отгадайте загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …
Дети: − Весна!
Воспитатель: − Правильно, наступила весна. А что нас согревает весной своими лучиками?
Дети: − Солнышко.
Воспитатель: − Конечно, солнышко! Какое солнышко весной?
Дети: − Яркое, желтое, теплое, доброе, веселое, лучистое.
Воспитатель: − Что делает солнышко весной?
Дети: − Греет, светит.
Воспитатель: − Молодцы! Посмотрите, как изображают весну художники в своих картинах.
(Дети рассматривают пейзажи И. Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели». Звучит аудиозапись «Звуки природы»).
Воспитатель: − Что вы слышите?
Дети: − Звон капели, журчание ручейков, голоса птиц.
Воспитатель: − Это звуки весны. Солнышко пригрело, начал таять снег, появились на земле проталины, побежали ручейки. А почему так звонко поют птицы?
Дети: − Птицы радуются весне.
Воспитатель: − Сегодня нас ждёт удивительное путешествие. Мы с вами отправимся на прогулку в весенний лес.
Ритмическое упражнение «Прогулка в весенний лес»
Собирайся, детвора, (хлопают в ладоши)
Весна зовёт: «гулять пора!», будем по лесу гулять (шагают),
Чистым воздухом дышать (вдох-выдох).
На носочках по тропинке, друг за другом мы пойдём (ходьба на носочках).
В маленькие лужицы не наступим, обойдём (ходьба с высоким поднятием колен).
Встали ели на пути, нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно о ели уколоться можно (ходьба змейкой).
Вот сороки пролетели, им сорокам не до сна!
Трещат сороки – белобоки: – Идёт весна! Идёт весна!
(Взмахи руками, имитация полёта птицы).
Воспитатель: − Ребята, мы пришли в лес. Сядем на пенечки, отдохнем.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: − Кто в лесу живет, вы знаете?
Дети: − Медведь, заяц, лиса, волк, белка, птицы…
Воспитатель: − Какие это животные?
Дети: − Дикие.
Воспитатель: − Правильно. А что делает медведь зимой?
Дети: − Спит в берлоге.
Воспитатель: − Ребята, пришла весна, пора мишке просыпаться. Давайте его разбудим.
Игра «Мишка-лежебока».
Эй ты, мишка-лежебока (грозят мишке пальчиком),
Спал ты долго и глубоко (кладут руки под щеку).
Чтобы мишку разбудить (потягиваются)
Будем мы в ладоши бить (хлопают в ладошки).
Не дадим мы мишке спать, будем ножками стучать (топают ногами).
(Мишка просыпается, рычит).
Мишка: − Кто здесь шумит и мешает мне спать?
Воспитатель: − Мишка, мы с ребятами решили тебя разбудить. Уже весна наступила, а ты ещё спишь. Пора вставать!
Мишка: − Молодцы, ребята! Спасибо, что вы меня разбудили. Как хорошо весной в лесу! Птички поют, природа просыпается, пробивается зеленая травка, появляются первые цветочки.
(Появляется Сорока)
Сорока: − Весна пришла! Весна пришла! Птицы прилетели! Медведь проснулся!
(Сорока делает несколько кругов по залу, машет крыльями)
− Здравствуйте, ребята! Хотела Мишку разбудить, а вы его уже без меня разбудили.
– Ой, какая красивая полянка! Какие чудесные цветы!
− Ребята, а вы можете назвать какого они цвета?
Дети: − Желтые, красные, синие.
Сорока: − А травка и листочки на деревьях какого цвета?
Дети: − Зеленые.
Воспитатель: − Правильно. Но цветы нельзя рвать, веточки на деревьях не надо ломать, ими можно только любоваться. Надо природу беречь и охранять.
Воспитатель: − Мы с вами прогулялись по весеннему лесу, пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с Мишкой и Сорокой.
Сорока: − Полечу, расскажу лесным жителям про эту красоту!
(Сорока улетает)
Мишка: − До свидания, ребята!
Дети: − До свидания!
Воспитатель: − Дети, вам понравилась прогулка в лес? Какие изменения в природе произошли с приходом весны?
Дети: − Солнышко греет, снег тает, бегут ручейки, появляется зеленая травка, первые цветы, на деревьях появляются листочки. К нам вернулись птички и поют песенки…
Воспитатель: − Правильно, вы были очень внимательными во время нашей прогулки. А вы хотите нарисовать картину весны? Посмотрите на этот рисунок. Как вы думаете, чего на нем не хватает?
Дети: − На деревьях нет зеленых листочков.
Воспитатель: − Давайте нарисуем листочки, чтобы лес ожил и радовал нас своей
красотой.
(Дети красками рисуют на деревьях листья).
В конце занятия с детьми разучивается стихотворение о весне.
Весна пришла (автор: Т. Дмитриев)
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клёна −
Сколько носиков зелёных!