ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

0
1304

        Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.

Иванова Марина Петровна

воспитатель

ГБОУ СОШ им. В. С. Чекмасова

с. Б. Микушкино, Исаклинский район

Самарской области

ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

материалы в печатный сборник 

план- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по исследовательской деятельности

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру («Познание»).
  • Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности и отзывчивости («Социализация»).
  • Закреплять умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов, воспринимать инструкцию взрослого и выполнять («Социализация»).

Развивающие:

  • Формировать устойчивое внимание, любознательность, закреплять умение делать умозаключения.
  • Развивать зрительное, слуховое, осязательное, тактильное восприятие.

Образовательные:

  • Подвести к пониманию того, что воздух есть внутри нас и всего живого, дать представление о том, что оно занимает место и обладает свойствами: невидимый, легкий, бесцветный, не имеет запаха.
  • Объяснить, что ветер – движение воздуха.
  • Способствовать овладеть некоторыми способами обнаружения воздуха («Познание»).
  • Закреплять умение детей составлять коллективный рассказ о воздухе по слайдам, на наглядной основе, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
  • Обогатить словарь детей словами: воздух, прозрачный, невидимый, бесцветный, приземлился, выпустить, без запаха, пакет, веер, мел, пузырьки, воздушные.

Методы и приемы:

Практические: элементарный опыт с воздухом, моделирование ветра с помощью веера, игровые проблемные ситуации с Винни-Пухом, танцевальные движения под музыкальное сопровождение с шарами, физкультминутка «Ветерок»;

Наглядные: слушание фонограмм монологов Винни-Пуха, музыкальное сопровождение к физкультминутке «Ветерок» и непроизвольным танцевальным движениям с шарами, демонстрация опытов, рассматривание дерева с незадачливым воздушным путешественником Винни-Пухом, мультимедийная презентация «Знакомый незнакомец».

Словесные: вопросы к детям, составление коллективного рассказа на наглядной основе о воздухе, беседа, ситуативной разговор.

Материалы и оборудование: игрушка Винни-Пуха, дерево, воздушные шары; аудиозаписи голосов Винни-Пуха и музыкальное сопровождение, магнитофон; ленты, стаканы с водой, коктельные трубочки, полиэтиленовые мешочки, мел, веера, подносы (по количеству детей); 2 баночки с содержимом апельсином и чесноком, презентация, проектор, ноутбук, воздушные шары для сюрпризного момента.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка «Ветерок», непроизвольные танцевальные движения
Игровая Игровые ситуации с Винни- Пухом, игра с шарами, игра с лентами
Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации, экспериментирование с воздухом, моделирование ветра с помощью веера
Коммуникативная Беседа, составление рассказа о воздухе по слайдам, вопросы, ситуативные разговоры
Музыкально-художественная Слушание фонограммы монологов Винни-Пуха, музыкальная импровизация, подвижная игра с музыкальным сопровождением, прослушивание песни «Воздушные шары»
Восприятие художественной литературы и фольклора Рассказ детей о том, как Пятачок помог Винни-Пуху

Ход непосредственно образовательной деятельности:

На экране проектора слайд дерево, лес.

Звучит фонограмма- рой пчел.

Звучит фонограмма голоса Винни – Пуха с дерева, на ветках которого находится игрушка.

-Это ж-ж-ж не спроста. Само дерево жужжать не может. Значит кто-то тут жужжит. Если я что-то понимаю- жужжание — это пчелы. А пчелы — это мед.

Дети обращают внимание на Винни- Пуха.

Звучит фонограмма тревожного голоса Винни – Пуха с дерева, на ветках которого находится Винни – Пух с воздушными шарами.

– Ой-ё-ё-ёй! Спасите, помогите!

Выясняет – узнали ли дети в незадачливом воздушном путешественнике любимого персонажа – Винни – Пуха?

Звучит фонограмма с голосом Винни-Пуха, который просит детей помочь ему спуститься с высокого дерева на землю.

– Ребята, помогите мне спуститься на землю.

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы помочь Винни-Пуху спастись от пчел и спуститься на землю.

Ответы детей.

Воспитатель предлагает выпустить воздух из шарика, чтобы помочь Винни-Пуху, подходит к дереву, выпускает воздух и опускает медвежонка вниз.

Фонограмма с голосом медвежонка:

– Что с моим шариком случилось, почему он стал маленьким?

Ответы детей.

Воспитатель хвалит детей за их умозаключение, подтверждает, что из шарика вышел воздух.

Звучит фонограмма голоса Винни-Пуха:

– Ребята, а ничего не знаю о воздухе, расскажите мне о нем.

Воспитатель приглашает детей и Винни-Пуха пройти к столам для интересного знакомства с воздухом.

– Ребята, и ты- Винни-Пух, давайте пройдем в нашу лабораторию и познакомимся со свойствами воздуха.

Воспитатель сажает Винни- Пуха на стул.

Воспитатель задает вопросы:

– Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

– Как вы думаете, раз мы его не видим, значит, воздух какой?

– А у воздуха есть цвет?

– Ребята, а можно ли поймать воздух?

(Обращает внимание детей на полиэтиленовые пакеты, лежащие на столе.)

– Хотите, я научу вас ловить воздух? А будем мы это делать с помощью полиэтиленовых пакетов. Возьмите полиэтиленовые мешочки. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький. А ещё он какой?

Дети: Лёгкий, он пустой.

Воспитатель: Правильно. Он легкий и пустой. Теперь мы набираем в мешок воздух и закручиваем его. Как вы думаете, мы поймали воздух?

Дети: Да, поймали. Мешочек стал больше, он надулся, как шар. Стал похож на подушку.

Воспитатель: Почему же внутри мешочка мы ничего не видим? Значит воздух какой?

Дети: Он прозрачный.

Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо было поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке.

      Дает установку развязать пакет и выпустить воздух. Уточняет, почему пакет стал опять тоненьким? Делает вывод: Воздух прозрачный, и чтобы его увидеть, его надо поймать. Хвалит детей, что всем удалось поймать и выпустить воздух.

(Приглашает пройти к следующему столу, на котором стоят стаканы с водой и трубочки для коктейля.)

– Я приглашаю вас продолжить знакомство с воздухом. Давайте пройдем к другому столу. Возьмите трубочки, опустите их в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит?

Дети: пузырьки появились.

Воспитатель: Пузырьки – это воздух. Откуда они появились?

Дети: Из нас.

Воспитатель: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Положите трубочку на поднос.

Берет кусочек мела с подноса:

– Ребята, кто знает, что у меня в руке?

Ответы детей.

– Правильно, это мел. Я кладу в стакан с водой кусочек мела. Что происходит с мелом в воде?

Ответы детей.

– Возьмите по одному кусочку мела с подноса и положите в свой стакан с водой и понаблюдайте.

Вывод: воздух есть и в кусочке мела.

     Предлагает поиграть в игру «Ветерок». Воспитатель просит взять в руки ленты и выполнять плавные движения руками под музыку, изображая дуновения тихого ласкового ветерка.

Приглашает пройти детей к следующему столу, на котором лежат веера и продолжить знакомство с воздухом.

Воспитатель: ребята подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите в руки веер. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: А что такое ветер? Правильно – движение воздуха, и я ощутила движение воздуха! А вы? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о воздухе. Узнали, что вокруг нас есть … (воздух). — Он какой?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, правильно – воздух невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить, почувствовать.

– Ребята, как вы думаете, а воздух имеет запах.

     Предлагает перейти к следующему столу, на котором находятся баночки с апельсином и огурцом. Выясняет знания детей о запахе воздуха и просит понюхать воздух вокруг. Воспитатель сообщает, что воздух движется и доносит запахи до наших носов, напоминает о том, что сам воздух запаха не имеет.

       Берет баночки с апельсином и огурцом. Выкладывает содержимое и закрывает крышками. Затем поочередно открывает крышки и передает баночки детям, предлагая ощутить запах в баночках, спрашивает, что они чувствуют. Побуждает делать умозаключение: Запах огурца и апельсина смешался с воздухом, значит, запах продуктов передается по воздуху.

Сообщает детям о том, что знакомство с воздухом подошло к концу.

Воспитатель:

Воспитатель включает презентацию «Знакомый незнакомец».

Предлагает детям рассказать Винни – Пуху все, что они знают о воздухе.

Звучит фонограмма голоса Винни-Пуха.

Винни- Пух: спасибо, ребята, за помощь и интересное знакомство с воздухом. Я приготовил для вас приятный сюрприз- воздушные шарики.

Предлагает поиграть с воздушными шарами под музыкальное сопровождение песни «Шарики воздушные».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь