Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.
Торгашева Наталья Яковлевна,
Павлова Галина Васильевна
воспитатели
Балякина Ирина Евгеньевна
музыкальный руководитель
МБУ «Школа № 26» с/п д/с «Тополек»
г. Тольятти
НЕЗНАЙКА В СТРАНЕ ВЕЖЛИВОСТИ
конспект игры-путешествия для детей 5-6 лет
Виды (разновидности) интегрированной деятельности детей:
- коммуникативно-познавательная;
- познавательно – игровая;
- познавательно-двигательная.
Содержание деятельности детей: (дидактические единицы): правила вежливости: правило поведения в транспорте, встреча и проводы гостей, умение умывать лицо, правила поведения за столом, ориентировка на листе бумаги, умение работать в парах.
Образовательные задачи.
- Совершенствовать представление детей о вежливости и углублять познавательный интерес к данной теме.
- Совершенствовать у детей навыки диалогической речи и обогащать словарный запас дошкольников.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги и развивать мелкую моторику рук.
- Инициировать желание детей расти вежливыми, применять в повседневной жизни правила поведения и «волшебные слова».
- Инициировать желание детей к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, стимулировать дружеские взаимоотношения среди детей.
Материалы и оборудования:
- Стимульный материал:
– приглашение к участию (устное);
– голосовое сообщение от Феи;
– костюм Незнайки;
– фуражка и руль для водителя;
– красный платок (размер 25 /25 см).
- Материалы для деятельности детей:
Материал для представления результатов деятельности:
– аудиозапись голосовое сообщение от Феи Вежливости;
– аудиозапись, отрывок из песни «Автобус» (С. Железнов, Е. Железнова);
– аудиозапись, русско-народная мелодия «Хоровод»;
– стихотворение Э. Мошковской: «Нос умойся!»;
– набор карточек с лабиринтами, карандаши (по количеству детей);
– для проблемной ситуации голосовое сообщение от Феи Вежливости.
-книга правил «Я расту Вежливым»
- Дидактический материал:
– наглядно – иллюстративный материал плакаты.
– билеты для проезда в маршрутном такси.
- Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитофон;
– флэшка;
– мольберт.
Методы и приемы:
1.Практические: методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
Демонстрация нового объекта и создание проблемной ситуации. Воспитатель показывает флешку с сообщением и говорит, что прислала его Фея из страны Вежливости.
– Ну что, послушаем, что нам хочет сказать Фея? (Да).
Включает магнитофон и слушают сообщение: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я, Фея Вежливости, ко мне в гости пришел Незнайка, он не знает никаких правил поведения. Помогите мне научить Незнайку, правилам вежливости. С нетерпением вас жду в своей стране»
– Ну что ребята, вы готовы отправиться в дорогу? (Да, готовы).
2.Наглядные:
– плакаты;
– карточки для лабиринта.
II. Методы организации и осуществления деятельности:
1.Игровая ситуация «Мы едем в маршрутном такси»
Цель: совершенствовать у детей представление о культуре поведения в общественном транспорте (маршрутное такси).
Ход.
– Предлагаю отправиться в путешествие на маршрутном такси. Правила называешь-билетик получаешь (Педагог спрашивает правила поведения в общественном транспорте. Ребенок отвечает, билетик получает)
Ответы детей: (нельзя вставать с места, бегать по салону, кричать, играть, уступать место взрослым, держаться за поручни, не прислоняться к дверям, не плакать).
– Занимаем свои места. Все правила мы с вами вспомнили, пора отправляться в наше путешествие.
-Осторожно двери закрываются! (звучит аудиозапись, отрывок из песни «Автобус» музыка и слова С. Железнов, Е. Железнова, дети садятся на стульчики, которые стоят в форме пассажирских сидений маршрутного такси).
-Мы приехали в Страну Вежливости (Дети встают со стульчиков, их встречает Незнайка).
2.Беседа «Научим Незнайку встречать и провожать гостей»
Цель: совершенствовать у детей желание приветливо встречать и провожать гостей.
Ход:
– Здравствуй Незнайка!
-А ты почему с нами не здороваешься?
-Ты разве не знаешь, что, когда встречаешь человека нужно сказать: «Здравствуйте!» (Нет).
Ребята, давайте расскажем Незнайке, как приветливо встречать и провожать гостей, в этом нам помогут вежливые слова:
Слова приветствия: (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер).
А как надо прощаться с гостями? (До свидания, до скорой встречи).
— Вот теперь Незнайка ты знаешь, как надо здороваться и прощаться.
– Незнайка, по русскому обычаю, гостей угощают чаем, но прежде, чем сесть за стол нужно умыть лицо и вымыть руки.
– Давай, мы тебя научим, как правильно умываться.
- Игра-имитация «Умываем лицо»
Цель: совершенствовать у детей желание соблюдать чистоту лица.
Ход:
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение Э. Мошковской: «Нос умойся!» и имитируют умывание:
«Кран откройся, нос умойся.
Моем сразу оба глаза.
Мойтесь ушки, мойся шейка,
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, отмывайся
Грязь сдавайся, грязь сдавайся!»
— Вот и умылись, пора за стол, чай пить.
4. Рассматривание плаката «Правила поведения за столом»
Цель: совершенствовать у детей умение соблюдать правила поведения за столом.
Ход.
– Незнайка, как тебе не стыдно быть таким невежей, ты и гостей не умеешь встречать, не хочешь умываться, не соблюдаешь этикет!
– Посмотрите на плакат, и скажите Незнайке, что он делает неправильно, и как нельзя себя вести за столом.
– Ответы детей (Нельзя разговаривать во время еды; сидеть нужно ровно, прямо; не ставить локти на стол; нельзя разговаривать во время еды; перед едой нужно обязательно вымыть руки с мылом; вытирать рот и руки салфеткой и т.д.).
– Мы предлагаем, тебе найти книгу страны Вежливости, в нашей библиотеке, и запомнить все ее правила.
5. Игровое упражнение «Помоги Незнайке найти дорогу в библиотеку»
Цель: совершенствовать у детей желание посещать библиотеку.
Ход.
– Поможем Незнайке отыскать книгу в библиотеке? (Да).
– Нужно взять карточки с лабиринтами и карандаши (карточки и карандаши по количеству детей).
– Послушайте инструкцию: «Вам нужно провести Незнайку по лабиринту». Провести карандашом от Незнайки до библиотеки (показывает).
(Дети самостоятельно работают в карточках).
-Получилось у вас помочь Незнайке пройти лабиринт и попасть в библиотеку? (Да)
– Давайте отдохнем вместе с Незнайкой.
- Физминутка. Русская народная игра-хоровод «Здравствуйте»
Цель: создание эмоционально-благоприятного настроения, совершенствовать умение работать в парах.
(Звучит русская народная мелодия «Хороводная», дети двигаются хороводными шагами в парах, ведущий с платочком обходит все пары. В конце музыкальной фразы дети останавливаются лицом в центр круга. Ведущий, исполнив поклон к одному из детей, меняется с ним местами, и передает ему платочек. Игра продолжается с новым ведущим несколько раз, по желанию детей или по замыслу педагога).
- Сюрпризный момент с книгой.
– Незнайка, у нас для тебя сюрприз! Мы дарим тебе книгу «Я расту вежливым», чтобы ты никогда больше не забывал правила вежливости. (Дети дарят Незнайки книгу с правилами).
III. Методы контроля и самоконтроля:
- Обобщающая беседа «Я расту вежливым».
Цель: совершенствовать представление детей о вежливости, углублять познавательный интерес к данной теме.
Ход.
– Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да! Мы сегодня путешествовали в Страну Вежливости и научили Незнайку всем правилам вежливости: как надо встречать и провожать гостей, как правильно умывать лицо, правилам поведения в транспорте, правилам поведения за столом, ориентироваться на листе бумаги, умение в танце работать в парах).