Старжинская Маргарита Анатольевна
Миргородская Лариса Васильевна
воспитатели
Михайлова Наталья Николаевна
педагог – психолог
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка»
Город Старый Оскол
Материал для Всероссийских педагогических чтений «Вместе мы – Россия»
Погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей представляет уникальную возможность приобщения малышей к истории Белгородчины, к ее природным, материальным и духовным богатствам. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. И здесь большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры.
Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо детям?» можно ответить следующее: совместная деятельность педагогов, детей и родителей научит их ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться.
Центральными достижениями психического развития в дошкольном возрасте следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала способствует образному познанию, а уж социальные эмоции- вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно – патриотического воспитания.
«Музейная педагогика…» -это выражение знакомо всем, кто занимается воспитанием и образованием юного поколения.
Она интересна в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности.
Для полноценного изучения истории жизни и культурного наследия Белгородского края пришла на помощь именно музейная педагогика, потому что дети усваивают все прочно и надолго тогда, когда они все слышат, видят и делают сами. После анкетирования родителей выяснилось, что мало, кто из них с детьми были в музеях. В ходе наблюдения, используя различные методы и приемы создания мини-музея в ДОУ, был составлен психолого-педагогический портрет группы воспитанников. Возникла идея создания мини-музея в группе. Часть слова «мини» отражает возраст детей, размеры экспозиции, определенную ограниченность тематики. Главная особенность мини-музея-участие в его создании детей и родителей. Ребенок является соавтором, творцом экспозиции. И не только он, но и его мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра. Работа по созданию мини-музея сплачивает вместе воспитателей, детей и родителей.
Для каждого человека, а для ребенка тем более, город, в котором он родился и живет – его «малая Родина», поэтому о своей Родине он должен знать все. Так и возродилась тема мини – музея «История Белгородчины»
В подготовке создания модели мини-музея определили следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые, практические.
Художественные средства – это фотографии, открытки, диски о достопримечательностях Белгородской области, природе родного края.
Социально – средовые средства – семейная среда (традиции, обычаи, коллекции домашнего музея), среда мини-музея группы, среда музеев города.
Практические средства – собственная творческая деятельность, размещение экспонатов, предметов, поделок в мини – музее группы. В эту среду входит и экспериментальная деятельность: опыты, наблюдения, например, путешествие в историю своего города или какого- либо предмета.
Важным этапом в организации мини-музея является выбор места, т.е. создание экспозиции. Всю экспозицию разбили на 4 блока:
- «Мы живем в России».
- «История Белгородчины»
- «Известные люди Старого Оскола»
- «Современное Белогорье, культура, традиции»
Центральная часть посвящена нашей стране – России. Здесь собраны экспонаты, связанные с различными городами и областями нашей Родины, а также материалы по ознакомлению с Государственными символами, которые являются частью культуры и истории нашей страны.
Особое место в музее отведено экспозиции, посвященной воинской славе нашего народа, защитникам Отечества. Здесь представлены такие экспонаты, как: солдатская гимнастерка, фуражка, бинокль, фляжка, книги о полководцах, фотографии дедов и отцов – защитников нашей Родины, Белгородчины.
Экспонатами мини-музея являются самые разнообразные вещи: глиняная оскольская игрушка, макет старой крепости города Старый Оскол, альбомы о животном и растительном мире Белгородского края, о храмах и церквях, музыкальные инструменты, монеты, украшения, статуэтки, атласы, куклы в национальных костюмах, книги и альбомы об известных людях Старого Оскола.
Экскурсоводом в музее может быть как воспитатель, так и ребенок, который умеет интересно рассказывать, заниматься какой-то исследовательской деятельностью. Экскурсию можно проводить по заранее составленному плану и маршруту, по отдельным блокам, подтемам.
Главная особенность мини-музея – в его создании участвуют дети и их родители. Дети могут сами выбирать для обсуждения интересующую их тему, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для своих родителей. В обычных музеях экспонаты трогать руками нельзя, а в созданном ими – можно, можно брать в руки и рассматривать, переставлять, менять местами.
Благодаря совместной проектной деятельности взрослые имеют возможность не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков дошкольника, способствовать его адаптации к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, представляя ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате такой работы увеличивается число совместных с родителями посещений различных выставок города.
Небольшой музей в группе ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина. Дети экспериментируют в создании образа, проявляют устойчивый интерес к музейной живописи.
Создание музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для знакомства с историей Белгородчины, развитие речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом они рассказывают друг другу. А мини-музей в группе стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды ДОУ и показал свою значимость в духовно-нравственном и патриотическом воспитании и развитии детей.
ЛИТЕРАТУРА
1.Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей /О. Г. Тихонова. – М.: АРКТИ, 2006.
- Трунова М. Секреты музейной педагогики / М. Трунова -Дошкольное воспитание, 2006, [№4, c. 38]