ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
901

Буткевич Инга Сергеевна – воспитатель
Колесникова Оксана Юрьевна – педагог психолог
Симонова Людмила Юрьевна – учитель-логопед
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
г. Старый Оскол

Материал – участник Регионального очного практико-ориентированного семинара по познавательно-исследовательской деятельности в системе музейной педагогики«Путешествуем по всему миру» В рамках Всероссийского образовательного проекта «Вся страна – огромный дом»

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир и формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.

Целью педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями народов России через праздники, развлечения, игры, занятия с использованием народной педагогики, элементов фольклора. В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Понимая важность данного вопроса, одним из приоритетных направлений в ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одним из направлений деятельности педагогов стало педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает педагогам работать в команде (воспитатель, дети, родители, специалисты), вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.  На сегодняшний день, образовательных технологий, применяемых в детских сада, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание, по нашему мнению, следует уделить: здоровьесберегающим технологиям; технологиям, относящимся к проектной деятельности; игровым, информационно-коммуникативным технологиям.

Также, разнообразны формы работы по реализации этнокультурного компонента образовательной программы в ДОУ: целевые прогулки к памятникам боевой славы в сочетании с экскурсионной беседой педагогов детского сада о подвигах воинов-героев. Интерактивные экскурсии по памятным местам. Совместные с родителями экскурсии в музей. Организация тематических выставок, посвященных памятным датам и темам. Участие воспитанников детского сада, педагогов и родителей в праздничных мероприятиях: «День города», «День матери», «День победы» и др. Чтение художественной литературы соответствующей возрастной категории детей. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотеки. Слушание музыкальных произведений. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин русских художников, содержащих необходимые исторические факты и события окружающей жизни. Использование дидактических игр регионального содержания: «Карта Старого Оскола», «Магазин сувениров», «Лекарственные травы Белгородской области» и др.

Традиционные русские праздники «Масленица», «Колядки», театрализованные игры и представления по произведениям русских народных сказок. Сюжетно-ролевые игры национально-регионального содержания: «Путешествие по родному городу», «Мы пришли в музей». Художественное творчество детей (рисование, лепка, аппликация). Организация и проведение акций и флешмобов «Мы помним, мы гордимся», «Наши герои». В дошкольном учреждении, педагогами, создан мини-музеи «Русская изба», где представлены традиционные предметы домашнего обихода, старинная утварь, одежда. В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа, наследие предков, приобщаются к традициям, к русской культуре.

материалы в печатный сборник 

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Дошкольников необходимо приобщать к красоте и добру, пробуждать желание видеть неповторимость родной культуры. В настоящее время идея формирования национального самосознания является одной из важнейших задач воспитания носителей своей национальной культуры.   Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит вести систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.

Список литературы:

  1. Викулина М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. /М.А.Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /О.Л. Князева. М.Д. Маханева/ Программа.: Учеб.-метод. пособие – 2 изд., перераб. и доп.- СПб.: Детство- Пресс,2015.
  3. Микляева Н.В., Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая /методическое пособие. – М.: Айрис- пресс, 2006.
  4. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь