Шушлебина Е.В., Бурдюгова И.М.
Воспитатели
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
2 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Познавательно-речевое развитие»
название – «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий Белгородской области посредством применения «Кубика Блума»
Одной из важнейших задач педагогической работы с детьми является познавательное развитие, и одним из направлений этого развития является ранняя профессиональная ориентация воспитанников. Детский сад – это первое звено единой и непрерывной системы образования в Российской Федерации. По мнению педагогов, в дошкольного учреждения начинаться формирование базовых знаний о разнообразии и разнообразных видах деятельности.
Ранняя профессиональная поддержка дошкольников – это первый шаг к развитию самоопределения ребенка и основа для формирования его профессиональных предпочтений. Ребенок начинает ходить в детский сад, где он впервые знакомится с различными видами деятельности. Как доносит до ребенка эту информацию и что включает в себя понятие “профориентация для дошкольников”? сегодня это малоизученное направление в дошкольном образовании. Она представлена обширной системой мероприятий, которые помогают выявить черты характера, интересы и склонности детей и создают основу для дальнейших значимых шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.
Детский сад – это первое звено единой и непрерывной системы образования в Российской Федерации. Предварительное профессиональное консультирование дошкольников по знакомству с миром профессий в Белгородской области является первым шагом в развитии права ребенка на самоопределение, а также основой для формирования профессиональных желаний:
Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность включиться в работу взрослых, приобрести опыт общения со специалистами в различных областях. Дети расширяют и углубляют уже имеющуюся информацию о различных видах деятельности людей родного края, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют им выстраивать простые отношения и пробуждают интерес к работе.
Доброта, искренний интерес даже к самым странным вопросам детей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, застенчивостью и замкнутостью.
Предметно – пространственная среда группы может быть оснащена наглядным материалом для ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий. Карточки с прищепками, игры лото – подспорье для маленьких почемучек. Основным видом деятельности дошкольников является игровая деятельность, в ходе которой дети узнают что-то новое, закрепляют уже известные знания, поэтом и была использованием технологии «Кубик Блума». по ознакомлению с профессиями.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов для образовательной деятельности. Предложенная им теория делит образовательные цели на три блока: когнитивный, психомоторный и аффективный. Проще говоря, эти цели могут быть обозначены блоками «Я знаю», «Я верю» и «Я могу». То есть ребенку предлагаются не готовые знания, а проблема. И вам нужно использовать свой опыт и знания, чтобы найти способы решения этой проблемы.
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы совершенно другого характера. Педагог или ребенок бросают кубик. Выпавшая грань указывает на тип вопроса, который необходимо задать. Удобнее ориентироваться по слову на лицевой стороне куба – вопрос должен начинаться с него. Главное – адаптировать вопросы и задания, учитывая возрастные особенности детей и уровень их развития. Вам понадобиться обычный куб вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:
- Опиши. Что можно описать? Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
- Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
- Предложи ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
- Проведи анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочее.
- Используй. Приведи примеры использования или покажи применение.
- Оцени. То есть, укажи все “плюсы” и “минусы”.
Применения «Кубик Блума» в образовательной деятельности отрывает большие возможности для творчества педагога и развития познавательного интереса детей как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.