Слепко Антонина Ивановна
Яновская Надежда Дмитриевна
Гладких Алина Рафаеловна
инструкторы по физической культуре
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
г. Старый Оскол
Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»
4 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Физическое развитие».
название – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР БЕЛГОРОДЧИНЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, необходимо разработать систему занятий, подвижных игр, упражнений, эстафет, развлечений.
Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому на занятиях по физической культуре мы, инструкторы, знакомим детей с русскими народными подвижными и хороводными играми. Особое значение придаём играм Белгородчины.
Региональный компонент в образовательной области «Физическое развитие» включает:
- беседы об Олимпиаде, ознакомление с символикой;
- беседы о спортсменах – чемпионах, прославивших Старый Оскол;
- беседы о видах спорта;
- широкое использование народных игр;
- проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, Спартакиад.
Задача инструкторов заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.
В народные подвижные игры можно играть без специальной спортивной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно даже изменять в зависимости от ситуации.
Народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий, должны служить для укрепления здоровья детей. Они рождены самой жизнью, появившись из окружающей природы, благодаря складывающимся обстоятельствам, они способны не только физически развивать детей, сделать из них сильных и выносливых взрослых, но и дать им возможность прикоснуться к родной культуре, понять и осознать менталитет того или иного народа.
Полюбившиеся подвижные игры дети могут закреплять как на физкультурном занятии, так и в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные атрибуты для самостоятельной деятельности, а также на прогулках. У детей появляются любимые игры, в которые они чаще стараются играть. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
Игровая деятельность ценна тем, что в увлекательной, интересной и доступной для ребёнка форме доносит новую и необходимую информацию. Внедрение регионального компонента в подвижные игры решает нужные задачи в области воспитания и формирования духовно-нравственного отношения к культуре родного края, чувства сопричастности к наследию своего народа. Национальный колорит в подвижных играх, досугах, спортивных эстафетах и в других формах двигательной активности способствует развитию уважения и интереса к своей малой родине. Через подвижные игры, в которые включён региональный компонент, дети приобщаются к национальной культуре, традициям народа. Так же подвижные игры и спортивные мероприятия с региональным компонентом, являются оптимальным вариантом художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольника.
Подвижные игры с региональным содержанием могут использоваться самостоятельно – на прогулках, занятиях по физической культуре, в группе. А также могут объединяться в группу для использования в развлечениях, праздниках, досугах.
Игры подвижные.
«Разлучка»
Дети становились попарно. Водящий — впереди, без пары. Он громко говорит: «Горю, горю, пылаю. Кого хочу — поймаю. Раз, два, три — беги!». Задняя пара бралась за руки и, отпустив их, разбегалась в стороны, чтобы впереди снова образовать пару. Водящий не должен был допустить их соединения и старался кого-нибудь из них поймать раньше.
«Петушиный бой»
Играющие становились в круг друг против друга на одной ноге, вторую ногу держали согнутой, руки складывали на груди. Прыгая на одной ноге, каждый старался плечом толкнуть противника, заставить потерять равновесие и отпустить вторую ногу — тогда бой выигран.
Мы знаем и любим игры нашего края!