Ткачева Наталья Викторовна
Вагаева Евгения Викторовна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»
Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
ЗИМА
конспект по речевому развитию в старшей группе
Цель: уточнение знаний детей о зимних природных явлениях.
Задачи: учить детей правильно строить предложения, отвечать на вопросы развернутым предложением, согласовывать имена существительные с именами прилагательными, закрепить признаки зимы. Развивать умение грамотно строить предложения. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга.
Предварительная работа: беседа о зиме, о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц – поговорок и загадок о зиме.
Материалы и пособия: аудиозапись «Вальс снежинок», снежки из ниток, ватные диски, развивающее пособие «Фиолетовый лес», подушки по количеству детей, пена для бритья, сода пищевая, подносы, снег.
Ход занятия:
– Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг. Возьмите за руки друг друга.
– Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. Выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. Давайте пожелаем доброго утра друг другу и гостям! Проходите, садитесь на подушки.
Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Снежок»
Снежок порхает, кружится.
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
– О зиме написано очень много загадок. Вы любите отгадывать загадки?
-Может кто-то из вас знает зимние загадки?
Дети загадывают и отгадывают загадки.
– Загадки вы знаете. А знаете ли вы пословицы и поговорки о зиме?
Дети рассказывают и объясняют пословицы и поговорки
-Давайте немного поиграем.
Физминутка «Снежинки»
-Ребята, зимой каждая снежинка исполняет свой танец, кружась в воздухе.
-Вы хотите превратиться в снежинки?
-Для того, чтобы произошло волшебство, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Жинки, жинки, мы теперь снежинки!»
-Мы превратились в снежинки. Открываем глазки.
-Давайте покружимся, как снежинки!
Дети танцуют вальс, кружась по залу
-Какие красивые получились снежинки. Целый снегопад.
-Чтобы снова превратиться в ребятишек, закройте глазки и произнесите заклинание: «Ишки, ишки опять мы ребятишки!»
Дети открывают глаза
– Давайте присядем, я вам прочитаю рассказ «Зима».
–Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Деревья одеты в снежные шубы и шапки. Под елкой, в своей берлоге, спит медведь. Рыжая лиса охотится за мышкой, а голодный волк рыщет по зимнему лесу, стараясь поймать зайца. На ветке белка грызет орех, припасенный с осени. Хорошо в лесу зимой.
-Попробуем составить картину, как настоящие художники.
Работа с развивающим пособием Воскобовича «Фиолетовый лес»
Воспитатель задает детям вопросы по тексту рассказа, находят нужный силуэт и приклеивают на пано
– Ребята, какое наступило время года? Какие изменения произошли в природе? Чем заняты животные в лесу? Где спит медведь?
-Молодцы! Какую красивую картину мы с вами составили. Кто сможет повторить рассказ по картине? (Дети пробуют передать).
– Сейчас мы поиграем в игру «Зимние слова», и украсим нашу картину сугробами, которые намела метель и пурга. Возьмите по одному «снежку», разместите в «фиолетовый лес» и произносите одно любое зимнее слово. Потом посмотрим, какой сугроб у нас получится.
-Вы были очень внимательными. Вот какой высокий сугроб у нас получился! Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Подбери признак». Я задаю вам вопрос, если вы отвечаете правильно, то берете снежок и кидаете его под елку. Зима (какая) – холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, и т. д. снег, сосулька, горка.
– Молодцы, назвали очень много разных слов! Посмотрите, какой высокий сугроб у нас с вами получился. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково». Я бросаю вам снежок, а вы называете его ласково и бросаете мне обратно: лед – (ледок), мороз – (морозец), санки – (саночки), холод – (холодок), метель – (метелица), снег – (снежок) и т.д.
-Молодцы! Ребята, без чего не будет зимы?
-Если бы не было снега, нам бы было так же весело? Почему?
-Я открою один секрет, как можно изготовить снег для поделок своими руками.
Опыт с содой и пеной для бритья. Дети с помощью педагога смешивают пищевую соду с пеной для бритья на подносе
-Изготовленный нами снег мы используем для наших зимних поделок. Чем наш снег отличается от настоящего?
Сравнение
Итог занятия
-Как вы думаете, куда можно использовать такой снег? А настоящий?
– Ребята, чем сегодня с вами мы здесь занимались? Назовите признаки зимы. О чем еще говорили и чем занимались? Какое время года вам больше всего нравится? Почему?
Рефлексия
-Что вам сегодня здесь больше всего понравилось?
-А что было трудно? Что делали? Молодцы! Все старались, отвечали полным ответом, назвали много загадок и пословиц. Я приготовила для вас снеговиков, но только не из снега, а как вы думаете, из чего они?
Воспитатель угощает детей конфетами-снеговиками
Список литературы
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»/ Под ред.
- Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа/ авт.-сост. О.П. Власенко [и др.] -Волгоград: Учитель,2011.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васидьевой.-М.: мозаика-синтез,2014.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Хороший конспект! Особенно фиолетовый лес!