Кормишина Александра Григорьевна
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка»
г. Подольск Московской области
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
НЕОБЫЧНЫЕ ОПЫТЫ ПРОФЕССОРА УДИВЛЯЙКИНА
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы
Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников.
Программные задачи:
- научить в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты с использованием доступных средств;
- изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов;
- формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;
- развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес у детей.
Оборудование и материалы: Большая коробка, воздушные шары, пластиковая бутылка, сода, уксус, вязальная спица, иголка, скотч, геркулесовые хлопья, марля 15×15 см, стакан, резинка, вода, картон, прозрачный контейнер, стеклянная банка, листок бумаги, апельсины 2 шт., гуашь красного цвета, макет «Вулкан».
Ход развлечения:
Мотивационно-ориентировочный этап
В группу входит воспитатель в костюме профессора (белый халат, большой яркий галстук, парик, очки). Вносит большую коробку с оборудованием для опытов.
Воспитатель:
– Здравствуйте, мои юные друзья! Меня зовут профессор Удивляйкин. Скажите-ка мне, а вы любите опыты и эксперименты? (Ответы детей). Сегодня ваша группа превратится в настоящую научную лабораторию. Я покажу вам необычные и удивительные опыты. А все вы станете моими ассистентами и будете мне помогать. А вы знаете как нужно вести себя в лаборатории?
- – Ничего нельзя трогать на столе без моего разрешения.
- – Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.
- – А также в лаборатории нужно: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно.
- – А ещё нужно надеть специальную одежду. (Достает из коробки фартуки и одноразовые шапочки по количеству детей).
Практический этап
Профессор: Итак, все готовы? Ну что же, чудеса начинаются! Так, так, так… Что же у меня здесь есть? (Профессор что-то ищет в коробке, загадывает детям загадку).
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Профессор достает из коробки воздушные шарики.
– Ребята, а вы умеете надувать воздушные шарики? А как вы это делаете? (Ответы детей). А я сейчас покажу вам как надуть шарик другим способом. Этот шарик надует себя сам. Не верите? Ну, смотрите!
(Для проведения опытов и экспериментов поочередно приглашаются дети).
Эксперимент «Надувающийся шар».
Материал:
- воздушный шарик
- пластиковая бутылка
- сода – 2 ч. л.
- уксус – 3-4 ст. л.
Описание опыта:
Насыпаем в шарик соду. С помощью воронки в пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.
Объяснение опыта:
При смешивании соды и уксуса выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке, выходит из неё и попадает в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
Профессор: А что будет, если шарик проколоть иголкой? Шарик лопнул – не беда, новенький надую я.
Эксперимент «Прочный шарик».
Материал:
- воздушный шарик – 2 шт.
- вязальная спица
- скотч
- иголка
Описание опыта:
Вариант 1
На шарик наклеивается кусочек скотча. В месте наклеивания скотча, ребенок прокалывает шар иголкой.
Профессор: А сейчас я проколю этот шарик вязальной спицей, и он останется абсолютно целым.
Вариант 2
Надуваем шарик несильно и завязываем его. Аккуратно и медленно прокалываем спицей дно шарика в самом темном месте. Так же аккуратно можно проколоть шарик возле завязанного горлышка.
Объяснение опыта:
Шарик не лопается, потому что мы прокалываем его в местах наименьшего натяжения. Когда спица проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому шарик не сдувается.
Профессор: Надеюсь, что после следующего эксперимента вы полюбите овсяную кашу и будете есть её с удовольствием!
Эксперимент «Живая каша».
Материал:
- тарелка с геркулесовыми хлопьями
- воздушный шарик
Описание опыта:
Потрите воздушный шарик о голову, произнося волшебные слова. Поднесите шарик к тарелке с геркулесовыми хлопьями. Хлопья полетели к шарику.
Объяснение опыта:
Оказывается, атомы, из которых состоит всё-всё-всё на свете, могут иметь как положительный, так и отрицательный заряд. Так вот, частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным зарядом притягиваются. Если потереть шарик о волосы, он станет отрицательно заряженным. Теперь, если его поднести к хлопьям, положительно заряженная частичка начинает тянуться к нему, и хлопья взлетают вверх, а затем падают обратно.
Профессор: А у меня вот ещё какие шарики есть! Новые, игручие, круглые, колючие! (Раздает детям массажеры «Су-Джок». Проводится самомассаж, дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Шарик в руки мы возьмем,
Покатаем и потрём,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Шарик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Шарик нам ладошки колет,
Руки к опытам готовит.
Профессор: На этом предлагаю опыты с шарами закончить и немного потанцевать.
Физминутка
Дети выполняют движения по показу под песню «Изобретатели» (гр. «ЧаПиКи»).
Профессор: Ребята, присаживайтесь на свои места. А с чем же мы будем экспериментировать дальше, вы узнаете, отгадав загадку.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать? (Вода)
Эксперимент «Стакан-непроливайка».
Материал:
- марля 15×15 см
- стакан
- резинка
- вода
- картон
Описание опыта:
Накройте стакан марлей. Закрепите марлю на месте резинкой, чтобы края марли крепко прижимались к стакану. Налейте через марлю полный стакан воды. Одной рукой возьмите стакан вместе с марлей, а другой рукой накрой его сверху картоном. Переверните стакан вверх дном над миской. Скажите волшебные слова, а потом медленно уберите руку, закрывающую стакан. Вода не выливается! (Этот эксперимент проще выполнить если стакан полон воды до краев).
Объяснение опыта:
Вода обладает таким свойством, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить. И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!
Эксперимент «Водолазный колокол».
Материал:
- прозрачный контейнер с водой
- стеклянная банка
- листок бумаги
Описание опыта:
Листок бумаги убираем в банку, чтобы он упирался в её стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутой банке на дно контейнера с водой. Бумага остается сухой. После того как вытащите листок — дайте детям удостовериться, что он действительно сухой.
Объяснение опыта:
В банке есть воздух. Когда мы переворачиваем её вверх дном и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.
Эксперимент «Апельсин – утонет или нет?»
Материал:
- апельсин 2 шт.
- контейнер с водой
Описание опыта:
Один апельсин положим в контейнер с водой. Что происходит? Апельсин плавает. И даже если очень постараться, утопить его не получится. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул.
Объяснение опыта:
В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Профессор: Ребята, давайте сыграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет. Если он тонет в воде, говорите «буль-буль-буль», если плавает – гребите руками и говорите «плюх-плюх-плюх».
Профессор:
Лава, пепел и огонь-
Все это внутри него.
Он, как каменный чулан,
Называется… (Вулкан).
– А вы хотите посмотреть на извержение вулкана?
Эксперимент «Извержение вулкана»
Материалы:
- пищевая сода 2 ст. л.
- уксус 2 ст. л.
- вода 150 мл
- жидкость для мытья посуды 1 ст. л.
- гуашь (красная) 1 ч.л.
Описание опыта:
Разместите вулкан на подносе или в другой емкости с бортиками. Налейте в «кратер» вулкана воду, добавьте 1 ст. л. жидкости для мытья посуды, красную гуашь, соду и немного уксуса. Из жерла вулкана с шипением потечет густая пена.
Объяснение опыта:
Уксус – это кислота. Сода – это щелочь. Они вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из бутылки, т.е. происходит дегазация, тот же процесс, что при извержении вулканов.
Рефлексивно-оценочный этап
Профессор: Мои юные исследователи, пришло время прощаться. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового? (Ответы детей).
– Все эти опыты вы легко сможете повторить дома и удивить своих родителей, ведь у каждого из вас на кухне полным-полно нужных компонентов. А мне пора! Но мы еще обязательно встретимся и увидим ещё много разных чудес! До свидания!
Использованная литература
- Ганайлюк Н.Б. Азбука экспериментов профессора Николя. М.: АСТ, 2014
- Мохов Д. А. Простая наука. Большая энциклопедия опытов и экспериментов. М.: АСТ, 2019
- https://zagadka-otvet.ru
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ