Необычные опыты профессора Удивляйкина

0
17910

Кормишина Александра Григорьевна
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка»
г. Подольск Московской области

 

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г. 

 

НЕОБЫЧНЫЕ ОПЫТЫ ПРОФЕССОРА УДИВЛЯЙКИНА
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы

 

Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников.

материалы в печатный сборник 

Программные задачи:

  • научить в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты с использованием доступных средств;
  • изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов;
  • формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;
  • развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес у детей.

Оборудование и материалы: Большая коробка, воздушные шары, пластиковая бутылка, сода, уксус, вязальная спица, иголка, скотч, геркулесовые хлопья, марля 15×15 см, стакан, резинка, вода, картон, прозрачный контейнер, стеклянная банка, листок бумаги, апельсины 2 шт., гуашь красного цвета, макет «Вулкан».

Ход развлечения:

Мотивационно-ориентировочный этап

В группу входит воспитатель в костюме профессора (белый халат, большой яркий галстук, парик, очки). Вносит большую коробку с оборудованием для опытов.

Воспитатель:

– Здравствуйте, мои юные друзья! Меня зовут профессор Удивляйкин. Скажите-ка мне, а вы любите опыты и эксперименты? (Ответы детей). Сегодня ваша группа превратится в настоящую научную лабораторию. Я покажу вам необычные и удивительные опыты. А все вы станете моими ассистентами и будете мне помогать. А вы знаете как нужно вести себя в лаборатории?

  • – Ничего нельзя трогать на столе без моего разрешения.
  • – Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.
  • – А также в лаборатории нужно: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно.
  • – А ещё нужно надеть специальную одежду. (Достает из коробки фартуки и одноразовые шапочки по количеству детей).

Практический этап

Профессор: Итак, все готовы? Ну что же, чудеса начинаются! Так, так, так… Что же у меня здесь есть? (Профессор что-то ищет в коробке, загадывает детям загадку).

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)

Профессор достает из коробки воздушные шарики.

– Ребята, а вы умеете надувать воздушные шарики? А как вы это делаете? (Ответы детей). А я сейчас покажу вам как надуть шарик другим способом. Этот шарик надует себя сам. Не верите? Ну, смотрите!

(Для проведения опытов и экспериментов поочередно приглашаются дети).

Эксперимент «Надувающийся шар».

Материал:

  • воздушный шарик
  • пластиковая бутылка
  • сода – 2 ч. л.
  • уксус – 3-4 ст. л.

Описание опыта:

Насыпаем в шарик соду. С помощью воронки в пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.

Объяснение опыта:

При смешивании соды и уксуса выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке, выходит из неё и попадает в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.

Профессор: А что будет, если шарик проколоть иголкой? Шарик лопнул – не беда, новенький надую я.

Эксперимент «Прочный шарик».

Материал:

  • воздушный шарик – 2 шт.
  • вязальная спица
  • скотч
  • иголка

Описание опыта:

Вариант 1

На шарик наклеивается кусочек скотча. В месте наклеивания скотча, ребенок прокалывает шар иголкой.

Профессор: А сейчас я проколю этот шарик вязальной спицей, и он останется абсолютно целым.

Вариант 2

Надуваем шарик несильно и завязываем его. Аккуратно и медленно прокалываем спицей дно шарика в самом темном месте. Так же аккуратно можно проколоть шарик возле завязанного горлышка.

Объяснение опыта:

Шарик не лопается, потому что мы прокалываем его в местах наименьшего натяжения. Когда спица проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому шарик не сдувается.

Профессор: Надеюсь, что после следующего эксперимента вы полюбите овсяную кашу и будете есть её с удовольствием!

Эксперимент «Живая каша».

Материал:

  • тарелка с геркулесовыми хлопьями
  • воздушный шарик

Описание опыта:

Потрите воздушный шарик о голову, произнося волшебные слова. Поднесите шарик к тарелке с геркулесовыми хлопьями. Хлопья полетели к шарику.

Объяснение опыта:

Оказывается, атомы, из которых состоит всё-всё-всё на свете, могут иметь как положительный, так и отрицательный заряд. Так вот, частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным зарядом притягиваются. Если потереть шарик о волосы, он станет отрицательно заряженным. Теперь, если его поднести к хлопьям, положительно заряженная частичка начинает тянуться к нему, и хлопья взлетают вверх, а затем падают обратно.

Профессор: А у меня вот ещё какие шарики есть! Новые, игручие, круглые, колючие! (Раздает детям массажеры «Су-Джок». Проводится самомассаж, дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Шарик в руки мы возьмем,
Покатаем и потрём,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Шарик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Шарик нам ладошки колет,
Руки к опытам готовит.

Профессор: На этом предлагаю опыты с шарами закончить и немного потанцевать.

Физминутка

Дети выполняют движения по показу под песню «Изобретатели» (гр. «ЧаПиКи»).

Профессор: Ребята, присаживайтесь на свои места. А с чем же мы будем экспериментировать дальше, вы узнаете, отгадав загадку.

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать? (Вода)

Эксперимент «Стакан-непроливайка».

Материал:

  • марля 15×15 см
  • стакан
  • резинка
  • вода
  • картон

Описание опыта:

Накройте стакан марлей. Закрепите марлю на месте резинкой, чтобы края марли крепко прижимались к стакану. Налейте через марлю полный стакан воды. Одной рукой возьмите стакан вместе с марлей, а другой рукой накрой его сверху картоном. Переверните стакан вверх дном над миской. Скажите волшебные слова, а потом медленно уберите руку, закрывающую стакан. Вода не выливается! (Этот эксперимент проще выполнить если стакан полон воды до краев).

Объяснение опыта:

Вода обладает таким свойством, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить. И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!

Эксперимент «Водолазный колокол».

Материал:

  • прозрачный контейнер с водой
  • стеклянная банка
  • листок бумаги

Описание опыта:

Листок бумаги убираем в банку, чтобы он упирался в её стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутой банке на дно контейнера с водой. Бумага остается сухой. После того как вытащите листок — дайте детям удостовериться, что он действительно сухой.

Объяснение опыта:

В банке есть воздух. Когда мы переворачиваем её вверх дном и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.

Эксперимент «Апельсин – утонет или нет?»

Материал:

  • апельсин 2 шт.
  • контейнер с водой

Описание опыта:

Один апельсин положим в контейнер с водой. Что происходит? Апельсин плавает. И даже если очень постараться, утопить его не получится. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул.

Объяснение опыта:

В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Профессор: Ребята, давайте сыграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет. Если он тонет в воде, говорите «буль-буль-буль», если плавает – гребите руками и говорите «плюх-плюх-плюх».

Профессор:

Лава, пепел и огонь-
Все это внутри него.
Он, как каменный чулан,
Называется… (Вулкан).

– А вы хотите посмотреть на извержение вулкана?

Эксперимент «Извержение вулкана»

Материалы:

  • пищевая сода 2 ст. л.
  • уксус 2 ст. л.
  • вода 150 мл
  • жидкость для мытья посуды 1 ст. л.
  • гуашь (красная) 1 ч.л.

Описание опыта:

Разместите вулкан на подносе или в другой емкости с бортиками. Налейте в «кратер» вулкана воду, добавьте 1 ст. л. жидкости для мытья посуды, красную гуашь, соду и немного уксуса. Из жерла вулкана с шипением потечет густая пена.

Объяснение опыта:

Уксус – это кислота. Сода – это щелочь. Они вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из бутылки, т.е. происходит дегазация, тот же процесс, что при извержении вулканов.

Рефлексивно-оценочный этап

Профессор: Мои юные исследователи, пришло время прощаться. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового? (Ответы детей).

– Все эти опыты вы легко сможете повторить дома и удивить своих родителей, ведь у каждого из вас на кухне полным-полно нужных компонентов. А мне пора! Но мы еще обязательно встретимся и увидим ещё много разных чудес! До свидания!

Использованная литература

  1. Ганайлюк Н.Б. Азбука экспериментов профессора Николя. М.: АСТ, 2014
  2. Мохов Д. А. Простая наука. Большая энциклопедия опытов и экспериментов. М.: АСТ, 2019
  3. https://zagadka-otvet.ru

 

 

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь