Пасхина Екатерина Александровна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением социально-личностного
направления развития воспитанников № 10 “Родничок”»
г. Озёрск, Челябинская область
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
Я И ДРУГИЕ
психологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Форма организации: подгрупповая
Цель: формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
Задачи:
- Мотивировать детей к самопознанию, пробудить интерес к собственному «Я» и «Я» других.
- Обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.
- Способствовать самовыражению детей.
Предварительная работа: нарисованные портреты.
Планируемый результат: дети заинтересованы в познании своего «Я» и «Я» других; дети видят хорошее в себе и окружающих; осознали уникальность себя и другого.
Средства и оборудование:
- технические: музыкальная запись;
- организационные: столы, стулья, лист бумаги с нарисованным портретом, оформленный как рамка для фотографии, цветные карандаши, заготовленные шаблоны (хобби, увлечения, интересы, домашние животные), «волшебные очки», песочные часы.
Ход занятия
Ритуал приветствия:
– Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг. (Показать на себя, «на других»)
Вместе за руки возьмемся (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
И друг другу улыбнемся!
– Ребята давайте вспомним наши правила:
- Доброе отношение друг к другу.
- Не перебивать друг друга.
- Время выполнения некоторых упражнений по песочным часам.
Разминка:
– Ребята, давайте сейчас сыграем в интересную игру.
Игра «Я и другой…»
- Похлопайте если у вас светлые волосы
- Поднимите правую руку вверх у кого волосы темные
- Подержитесь за нос те, кому нравится красный цвет, как яркие маки
- Постойте на правой ноге те, кому нравится синий цвет, как глубокое море
- Потопайте те, кому нравится зеленый цвет, как летняя трава
- Поднимите левую руку те, кому нравится желтый цвет как цыпленок
- Похлопайте те, кто любит сладкое
- Наклонитесь те, у кого есть домашнее животное
- Потопайте те, кто любит играть
- Улыбнитесь те, кто любит веселиться
- Подпрыгните те, кто любит рисовать
- Погладьте по голове себя те, кто любит книги
– Ребята, посмотрите какие мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи.
Основное содержание занятия:
Упражнение «Портрет моего хорошего Я»
Ограничение по времени 10 минут
-Ребята, давайте продолжим нашу работу над вашими портретами, которые вы нарисовали на прошлом занятии. На ваши портреты добавьте: ваш любимый цвет, любимую игрушку, свое настроение, свое любимое занятие, и домашнее животное которое вам нравится.
– Для этого вы можете использовать картинки, которые находятся на столе перед вами или нарисовать карандашами.
– Ребята, я ставлю песочные часы. Пока песочек сыплется вы – выполняете задание, работа должна быть закончена, как только песочек закончится.
Дети под спокойную музыку приклеивают на свои портреты заготовленные шаблоны или рисуют.
– Ребята, давайте с вами немного подвигаемся.
– Наши портреты давайте пока повесим на доску. Мы сможем ими полюбоваться. Мы скоро к ним вернемся.
«Делай как Я» Дети под музыку по очереди показывают какое-то движение, а остальные повторяют.
– Дети давайте встанем в круг. И по очереди будем показывать разные движения, а остальные должны повторить его как можно точнее.
– Ребята возвращаемся к нашим портретам.
«Волшебные очки»
Правила: Говорить только хорошие слова, доставляющие радость сверстнику – Смотрите! У меня есть волшебные очки, в них можно разглядеть только хорошее, в другом человеке. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и назовет, что же хорошее он увидел в каждом ребенке.
- – Я, например, вижу, что…
- – А вы что увидите? Давайте постараемся не повторяться.
- – А я запишу это на ваши портреты.
Дети примеряют очки и говорят то, что они увидели друг в друге.
– Ребята, приятно ли было слушать про себя?
– Ребята, теперь мы с вами попробуем рассказать друг о друге с помощью портретов. Рассказывать мы будем про соседа с лева.
-Давайте найдем своего соседа слева.
«Расскажи про соседа».
– Поднимите левую руку и найдите соседа.
Психолог раздает портреты и говорит кто, про кого будет рассказывать.
– Возьмите его портрет и расскажите, как он выглядит, что любит, чем любит заниматься.
– Ребята сколько нового мы узнали друг о друге. В чем-то мы похожи, но все равно мы разные. И мы дружим, и вместе играем.
– Ребята передайте портреты своему хозяину, тому кто на нем изображен. И пожелайте что-то хорошее и доброе. Как сделаю это я: «(Имя ребенка), желаю тебе…»
– Теперь это портреты ваши вы можете их взять с собой, пусть они радуют вас.
Ритуал прощания:
Настала пора прощаться. Давайте встанем в кружок и попрощаемся.
«Друг»
Собрались мы снова в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг. (Показать на себя, «на других»)
Вместе за руки возьмемся (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
И друг другу улыбнемся!
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ