Здоровье с детства – наша верная традиция

Селина Софья Евгеньевна
Приходько Гульнара Муратовна
Соснова Эльвира Александровна
воспитатели
МБДОУ детский сад п. Томаровка
Белгородской области

 

ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА – НАША ВЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ
конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста

 

Пояснительная записка. Это занятие проводилось в рамках реализации проекта «В детский сад за здоровьем». В нем мы хотим отследить знание и отношение детей к своему здоровью, о функции и защите органов чувств с помощью опытов и путем экспериментирования. Считаем, что тема актуальна, так как в современном обществе большое значение уделяется формированию привычки к здоровому образу жизни.

Программное содержание: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека: глаза, уши, нос, язык, кожа; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования; воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать и анализировать, формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни.

Предварительная работа:

Рекламное сообщение     

Чтение: Ю.Мориц «В очках и без очков», И. Токмакова «Гном», Г. Лагздынь «Страшный загар», Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог», И. Демьянов «Замарашка», Э. Успенский «Страшная история», А. Барто «Наступили холода». Стихи из книги И. И. Соковни – Семёновой «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь»

Игры на развитие зрительного внимания, памяти, цветоощущения: «Кто как видит», «Что мы можем с помощью глаз», «Угадай, чей голосок2, «Чьи уши?», «Чей нос?», «Что чувствует мой язык?», «Определи, какая кожа». Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Сад»

Беседы с детьми: «Как нужно заботиться об органах чувств?», «Зачем оно – здоровье?» «Закаливающие мероприятия дома в любое время года», «Здоровье семьи – наши традиции», Знакомство с детской энциклопедией «Человеческое тело». Использование элементов самомассажа, гимнастики для глаз, упражнений дыхательной гимнастики.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический.

самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения дыхательной гимнастики.

Материалы:

  • ноутбук, записей различных звуков;
  • бумажные воронки по количеству детей;
  • фрукты, овощи;
  • 3 стакана с водой;
  • соль, сахар, лимон;
  • палочки для мороженого;
  • перышки, счетные палочки по количеству детей;
  • по одной бутылке с холодной и теплой водой;
  • стойка с салфетками;
  • шарф, домик, машинка, большой мяч, маленький кубик, картонные геометрические фигуры;
  • разные очки, картинки для гимнастики для глаз.

Организация детей: на ковре, сидя на стульчиках.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие называется «Здоровье с детства – наша верная традиция» и посвящено оно – здоровью и пяти органам чувств. Но прежде, чем мы его начнем, давайте поздороваемся с нашими гостями (родители – педагоги) (встают, поворачиваются к гостям лицом).

Друзья, а кто из вас может объяснить, что такое «Здоровье?» (ответы детей)

– Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и ваше хорошее настроение, и хорошее отношение к окружающим людям.

– Для чего человеку нужно здоровье? (Ответы детей)

– Что вы делаете для того, чтобы сохранить здоровье? (Ответы детей)

– Как вы думаете. Есть ли традиции в сохранении здоровья? Какие? (Ответы детей)

– Веками русский народ подмечал, что полезно для здоровья, а что вредно, собирал рецепты оздоровления и лечения болезней, передавал их сначала из уст в уста, а затем стали записывать, и такие книги дошли до наших времён.  Мы и сейчас используем рецепты наших предков: закаляемся, пьём травяные чаи, лечим простуду горчичниками и мёдом.  Даже приветствие «Здравствуйте!» пошло с тех давних времён – так люди при встрече желали друг другу быть здоровыми.

А как вы укрепляете свое здоровье дома? (ответы детей)

А в нашем детском саду – какие мероприятия проводятся, для поддержания здоровья? (ответы детей)

Итак, начинаем. В здоровом теле – здоровый дух! Назовите мне, пожалуйста, 5 органов чувств (орган слуха – уши, орган зрения – глаза, орган вкуса – язык, орган обоняния – нос, орган осязания – кожа). Правильно!

Скажите, пожалуйста, чем мы слышим? Правильно, ухо – орган слуха. Дотроньтесь до своего уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. Давайте попробуем определить какие звуки прозвучат (фонограмма). Человек должен заботиться об ушах? (да). Что мы должны делать? (ответы детей) Правильно!

Как называется орган обоняния? (нос). Что может нос? (ответы детей) Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания, Давайте послушаем стихотворение. Называется оно «Зачем носик малышам?»

Папа задал мне вопрос:

— Для чего нам нужен нос?

Я нашёл ответов разных —

Не один, а десять сразу!

Нужен нос для красоты,

Чтоб чихать, когда простыл,

Чтоб дышать весной цветами,

Чтоб в плечо уткнуться маме.

Нос — чтоб ночью посопеть.

Нос — Илюшке утереть.

Нос — в дверях совсем несложно

Прищемить неосторожно.

А ещё на нём очки,

Для него живут платки,

На носу сидят веснушки

И гостят по-свойски мушки.

Я ответил на вопрос

И задрал от счастья нос.

Сейчас скажем, как нужно заботиться о носе (ответы детей). Все ли сегодня позаботились о своих носиках? Сейчас узнаем, выполнив дыхательное упражнение “Пушинка в носу”. Наш нос очень чуткий, может определить много запахов. Сейчас в этом убедимся. Вы закроете глаза и будете определять, чем пахнет, только с помощью носа. Молодцы, справились и вы и ваши носы!

Итак, мы поговорили об органе слуха, органе обоняния. На очереди орган вкуса. Что это? (язык). Для чего человеку язык (ответы детей). Если бы на языке не располагались специальные маленькие точки, то вся пища была бы безвкусной, одинаковой на вкус. Давайте сейчас с помощью этих точек и определим, какая вода в стаканах. На цвет она вся какая? На запах? А на вкус? (определяют с помощью палочек для мороженого, что вода в стаканах сладкая (сахар), соленая (соль), кислая (лимон).

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

Молодцы! Идем дальше. Орган осязания, это что? (кожа). Кожей покрыто все тело человека. Что может чувствовать кожа? Проведем эксперимент с разными предметами. Возьмите перышки и проведите ими по руке. Что чувствуете? Теперь возьмите палочки и надавите на кожу. Что она чувствует? Теперь я дам вам потрогать вот эту бутылочку. Что ощутили? (тепло). А теперь потрогайте другую. Что чувствуете? (холод). Прикосновение, давление, тепло, холод чем вы ощутили? (кожей).

Хотя бы раз в жизни каждый из вас чувствовал кожей боль. Вспомните и скажите, когда это было? Скажите правило здоровой кожи (чтобы кожа была здоровой, она должна быть чистой). Скажите, пожалуйста, как еще называется кожа? (орган осязания).

А сейчас я хочу поговорить с вами о самом главном нашем органе, без которого в жизни людям приходится очень тяжело, плохо. Если отгадаете загадку, значит узнаете, о чем пойдет разговор.

Загадка. Брат с братом. Всю жизнь рядом. Видят целый свет, А друг друга нет. Что это? (глаза).

Как вы думаете, зачем человеку глаза? Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? Я вам предлагаю с помощью эксперимента убедиться, как трудно обходиться без зрения.

  1. Эксперимент «Собери салфетки» (с завязанными глазами самостоятельно пройти к стойке и собрать их).
  2. Что стоит к нам ближе, машинка или домик? Как вы определили? Значит, что могут определить глаза? (расстояние).
  3. Что больше, мяч или кубик? (кукла). Что еще могут определить глаза? (размер).
  4. А могут ли они определить форму? (да). Как называется эта фигура? А эта? А теперь закройте глаза и скажите, что я держу в руках (определить невозможно).
  5. А цвет предметов мы определяем с помощью глаз? (да). Назовите предметы, зеленого – жёлтого – синего и других цветов. (ответы детей).

Природа заботливо оберегает глаза: они располагаются в специальных углублениях – домиках. Как нужно заботиться о глазах? (умывать, промывать, если заболели, защищать). Какие средства защиты для глаз вы знаете? (очки).

Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Давайте и мы сейчас дадим глазам отдохнуть (ненадолго закрывают глаза) и сделаем гимнастику для глаз.

– Ребята, я предлагаю вам сделать Дерево Здоровья.

Вот дерево, а вы поможете ему расцвести.

Перед вами листочки с картинками ребят, которые делают правильные и неправильные действия для своего здоровья. Если вы считаете правильным изображение на листочке, вы вешаете его на дерево.

Но сначала листочек надо вырезать и намазать клеем

Итак, давайте вспомним:

-Что такое «здоровье»?

-Какие традиции русского народа в сохранении здоровья вы знаете?

-Какие органы нашего организма вы знаете?

-Хотите-ли вы быть здоровыми?

-Согласны ли вы научиться выполнять для этого здоровые традиции?

Вам понравилось наше занятие? Чем? Покажите смайликами научились ли вы чему-ни будь?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь