Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

0
1720

Гладышко Наталья Викторовна
учитель-логопед
Мухортова Марина Николаевна
Зорина Анна Владимировна
воспитатели
МДОУ «Детский сад № 24 с. Крутой Лог»
Белгородская область

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

 

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т.к. современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если раньше большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли. Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок,  пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению тяжелых нарушений речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:

  • исправление неправильного звукопроизношения,
  • развитие интонационной выразительности,
  • преодоление нарушений слоговой структуры слов,
  • лексико-грамматического строя,
  • развитие связной речи,
  • мелкой моторики рук.

Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее. Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ТНР является и выработка дикции. Известно, что у детей  не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Рассмотрим малые фольклорные формы, используемые в коррекционной работе.

Потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить.  Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый. (Заинька попляши, серенький попляши, зайка, зайка попляши, серый, серый попляши). С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Рекламное сообщение     

Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

На дворе – трава,

На траве – дрова,

Не руби дрова,

На траве двора.

Бублик, баранку, батон и буханку.

Пекарь из теста испек спозаранку.

Пословицы и поговорки, являются частью устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Часто используются педагогом на занятиях различные загадки. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи дошкольников с ТНР.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Для разнообразия и выбора ведущего в игре педагог использует считалки. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).

Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Аты-баты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар,

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – самовар,

Аты-баты – сколько стоит?

Аты-баты – три рубля,

Аты-баты – кто выходит?

Аты-баты – это я!

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, [1997. –240с.]
  2. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.-[ № 5. – С.32-37.]
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,[2006. –127с.]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь