ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

0
719

Клейменова Галина Алексеевна
Клюшева Анастасия Юрьевна
Носкова Екатерина Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема патриотического воспитания современной молодёжи является одной из наиболее актуальных в наше время. О своевременности этого направления говорит принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Она охватывает все возрастные группы и социальные слои граждан РФ. Для решения проблемы проводятся научно-практические конференции педагогов, активизирована работа исследователей. Изменения, которые происходят в политической, духовной и социально-экономической сферах стали результатом больших преобразований в стране XX — XXI веков и определили существенные перемены в истории России. Это повлекло снижение воспитательного потенциала российской культуры, образования и искусства, являющихся важнейшими факторами и условиями формирования патриотизма.

Актуальная задача – разработка научных подходов к организации патриотического и эстетического воспитания граждан как единого общества, что впоследствии должно дать толчок духовному оздоровлению народа. Основа патриотизма складывается из чувства гордости за достижения Родины и уважения к истории своего народа.

Проблема воспитания патриотизма, как одного из сильнейших чувств в душе человечка и гражданина, не является новой и насчитывает уже около века. Патриотизм играет роль устойчивой характеристики личности, которая выражается через его нормы поведения, мировоззрение, моральные и нравственные идеалы. Патриотизм, который можно выделить в коллективных настроениях, оценках, отношении к своим соотечественникам, истории, социологии, культуре и образу жизни является важной частью общественного сознания.

материалы в печатный сборник 

Проявление патриотизма растёт из малого: деятельность и поступки человека, которые формируют его как личность, прохождение им целого ряда этапов, восходящих к патриотическому самосознанию и любви к Отечеству.

Важнейшую роль играет деятельная сторона патриотического воспитания, так как именно она преобразовывает чувственное начало в определённые поступки на благо Родины. Познание духовного наследия и приобщение к русской народной культуре являются задачами передачи опыта, ценностей, обучения и воспитания гармонично развитой личности, которая способна толерантно относиться к взглядам других и принимать факт наличия множества позиций.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и непосредственность [10].

Кроме этого, на данном этапе нравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.

Таким образом формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Список литературы:

  1. Жариков А. Д. Растите детей патриотами – М., 1979. – С. 236
  2. Гасанов З. Т. Морально-эстетические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 18 – 26

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь