Куленцан Александра Алексеевна
воспитатель
МБДОУ №164 «Бусинка»
г. Иваново
Публикация в печатном сборнике
Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов
«Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – СЕНТЯБРЬ-2024
ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ
В данном материале будет рассмотрено занятие по формированию экологической культуры в подготовительной группе на примере игры. Данное занятие проводится с группой детей по теме «Молодые защитники природы». В нем дети знакомятся с основными правилами поведения в природе, в растительном и животном мире. Также у детей происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр. Кроме того, они позволят воспитать у детей бережное отношение к природе. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.
Воспитатель. Ребята сейчас Вы должны поделиться на три команды. У меня в руках конверты с заданиями. Капитаны от каждой команды выбирают по 2 конверта для своей команды. На обдумывание ответов командам дается 3 минуты.
Дети делятся на команды и выбирают конверт.
Воспитатель. 1 команда, ваше задание – по предложенным картинкам назвать комнатные растения (фиалка, кактус, бегония, орхидея, алоэ, фуксия, роза, фикус)?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. 2 команда, ваше задание – по предложенным картинкам назвать перелетных птиц (утки, ласточки, лебеди, скворцы, гуси, стрижи, цапли, грачи, журавли, аисты, дрозды, соловьи, трясогузки)?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. 3 команда, ваше задание – по предложенным картинкам назвать зимующих птиц (сорока, дятел, сойка, синица, снегирь, воробей, поползень, свиристель, ворона, голубь)?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. 1 команда, ваше задание – по предложенным картинкам назвать лекарственные растения (полынь, зверобой, ромашка, василек, календула, клюква, подорожник, облепиха, шиповник, мята, ландыш, малина)?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. 2 команда, ваше задание – по предложенным картинкам назвать домашних животных (корова, индюк, баран, свинья, осел, гусь, лошадь, кошка, кролик, коза, собака, хомяк)?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. 3 команда, ваше задание – по предложенным картинкам назвать морских животных (звезда, медуза, котик, конек, кит, акула, тюлень, дельфин, краб, скат, черепаха, осьминог, каракатица)?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Воспитатель. Ребята сейчас задание на скорость, кто знает ответ на вопрос поднимает руку.
Воспитатель. Лес, где растут, ели называется? (хвойный лес)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Лес, где сосны растут, называется? (сосновый бор)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Как называется большой участок леса, где растут березы? (березовая роща)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Лес, где растут, разные деревья называется? (смешанный лес)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Воспитатель. Ребята следующее задание для команд, необходимо отгадать загадку.
Воспитатель. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник – кто это? (муравей)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Хоть и круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач, голой горстью не возьмешь. Потому что это – кто это ребята? (ёж)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет, орешки грызет, кто это ребята? (белка)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Это, что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной, и стоит среди травы – уши больше головы, кто это? (заяц)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья белобока, а зовут ее, про кого это ребята? (сорока)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его, про кого это? (скворец)
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Воспитатель. Ребята сейчас будет следующее задание, необходимо ответить на вопрос, кто знает ответ поднимает руку.
Воспитатель. Почему в зимнее время растения нужно поливать реже? (они отдыхают)
Воспитатель. Почему необходимо ежедневно осматривать растения? (чтобы не пропустить появление вредителей и болезней)
Воспитатель. Как поступить, если птенец выпал из гнезда? (позвать взрослого, понаблюдать, чтобы никто не мог потревожить его)
Воспитатель. Что такое «Красная книга»? (предупреждение, что описанные в ней виды растений и животных требуют постоянной охраны)
Воспитатель. Почему нельзя обрывать почки с деревьев? (там спят листочки, не будет листьев на ветке)
Воспитатель. Почему растения лучше поливать из лейки, а не из ведра? (поливая из ведра можно повредить их корни, сломать его струей воды)
Воспитатель. Зачем нужно рыхлить землю? (чтобы воздух проходил к корням)
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Воспитатель. Ребята сейчас будет следующее задание, необходимо ответить на вопрос, кто знает ответ поднимает руку.
- Воспитатель. У какого зверя куст на голове? (лось)
- Воспитатель. Не птичка, а с крыльями? (бабочка)
- Воспитатель. Какие животные впадают в спячку? (медведь, ёж, хомяк)
- Воспитатель. Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла)
- Воспитатель. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)
- Воспитатель. Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло)
- Воспитатель. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
- Воспитатель. Какие животные меняют на зиму окраску? (заяц, белка)
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы показали очень хорошие знания, надеюсь, что их вы будите использовать в повседневной жизни, будете любить и охранять природу. На этом наше с вами приключение закончилось.