Кислякова Анна Андреевна
учитель-логопед
МАДОУ д/с № 135
города Тюмени
Материал принят для публикации во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят» № 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 г. Выход номера – 1 октября 2024г.
Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды, повышает выносливость организма, укрепляет нервную систему, повышает иммунитет и сопротивляемость болезням.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто страдают простудными заболеваниями и выпадают из системы коррекционных занятий. Что неблагоприятно влияет на становление правильной речи. Профилактические, лечебно-оздоровительные мероприятия, такие, как специальные закаливающие процедуры могут помочь в профилактике простудных и тяжёлых респираторных заболеваний. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, строится совместная деятельность педагогов с детьми и с их родителями.
Особенности развития детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда – двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения. Для некоторых из них, напротив характерны повышенная заторможенность, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер.
У детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики. Это проявляется в недостаточной координации кистей и пальцев рук (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Ежедневно происходит совершенствование и развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.
Использование частичного закаливания (рук и ног) на занятиях с логопедом позволяют расширить спектр влияния на все сигнальные системы организма. Коррекционная работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.
Изменчивость современного мира создаёт новые требования к нашей реальности и системе образования. Новые подходы к воспитанию и коррекции тяжёлых нарушений речи становится всё более актуальным, особенно в дошкольном учреждении, так как ребёнок большую часть времени проводит в детском саду.
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития, а речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и игровой.
Главная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Частая заболеваемость детей с ТНР в дошкольном возрасте способствует затяжным больничным, из-за которых дети на долго выпадают из коррекционного процесса. Для решения данной актуальной проблемы родителями и педагогами детского сада №135 города Тюмени была выбрана здоровьесберегающая технология «Закаливание».
В 2022 году в рамках научно-исследовательского проекта «Регион здоровья» на базе детского сада № 135 города Тюмени стартовал проект по закаливанию «Бодрячок». В старшей группе комбинированной направленности были отобраны желающие дети и родители, с которыми работали медики воспитатели, физруки и логопеды в период с 2022г. – 2024г.
Были сформированы условные три подгруппы детей:
- -Дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющими заключение ПМПк, которые желают закаливаться и посещают логопедические занятия.
- -Дети с заключением ПМПк, которые не желают закаливаться и посещают только логопедические занятия.
- -И детей без нарушений речи, которые желают закаливаться.
Для организованности дисциплины и эстетической красоты были закуплены плавательные принадлежности в едином стиле с эмблемой проекта, символом которой стал медведь Умка (купальники для девочек и педагогов, плавки для мальчиков, полотенца и шапочки), что подогрело интерес к закаливанию детей соседних групп и товарищей, которые пока закаливаться не решались. За каждый выход на улицу и обливание юному «Умке» клеилась наклейка рыбка на ведёрко, которое было расположено на его шкафчике. Что способствовало возникновению соревновательного духа «У кого больше».
Перед началом проекты все дети прошли необходимые обследования у специалистов для выявления противопоказаний к закаливанию. На открытие к детям пришёл медведь Умка, который подбодрил ребят и пожелал им успехов.
Перед каждым выходом на закаливание детей осматривал штатный медработник, и давал допуск к процедуре. После осмотра врача дети под руководством воспитателя и физрука направлялись в охлаждённый зал для зарядки и разминки. Далее дети следовали на улицу, где проводили разогревающие упражнения и шли на специально установленный помост, где и обливались водой из ведёрок, подготовленных инструктором по физической культуре детского сада с вымеренной температурой, по утверждённой методике. После ребята направлялись в сауну, где грелись и проговаривали речёвки и чистоговорки, составленные логопедом. После сауны все возвращались в группу на завтрак. Далее шли на занятие к логопеду по расписанию, где продолжали частичное закаливание кистей рук и ног.
На занятиях с логопедом как элемент закаливания использовались акваигры по установленному температурному режиму в соответствии с методикой закаливания начиная с 37°С. Каждые два три дня, понижая на 1°С, пока температура воды не достигнет 22°С – 20°С. Если ребёнок выбывал по причине болезни или какой-либо другой, то процесс понижения температуры начинался заново с отметки 37 °С. В процессе занятий детям предлагалось выполнение упражнение в воде для частичного закаливания рук и ног. Для акваигр на занятии отводилось 5 – 7 минут для выполнения какого-либо упражнения и далее проводилось занятие с заданиями без воды.
Учителем-логопедом детского сада № 135 Кисляковой А.А. для выполнения в воде были отобраны и адаптированы специальные игры и упражнения, соответствующие поставленным задачам. Для их реализации использовались контейнеры с прозрачным дном, под которые можно было подкладывать листы с заданиями. Был собран различные материалы, который можно использовать в воде. Такие как массажные мячики и мячики Су-Джок, ластики-фигурки зверей и фруктов и овощей, декоративные камешки «Марблс» разных размеров и цветов, пуговицы, губки и камни с изображением артикуляционной гимнастики и нейропроб кистей рук. По мере накопления и пополнения методической базы и опыта сформировались картотеки из рабочих листов собранные в пособия. Так появилась серия альбомов «Акваигры».
В серии «Акваигры» представлены следующие 8 альбомов:
- – Артикуляционная гимнастика;
- – Игры с камешками «Марблс» заплатки;
- – Лабиринты;
- – Игры на формирование функциональной асимметрии мозга
- – Игры с массажными мячиками;
- – Нейрогимнастика для рук и пальчиков;
- – Игры на развитие зрительного гнозиса «Пуговки»;
- – Чистоговорки по звукам и лексическим темам;
На протяжении всего периода работы с октября 2022г. по май 2024г. отмечается положительная динамика детей в речевом развитии. Снизилась заболеваемость и тем самым улучшилась посещаемость логопедических коррекционно-развивающих занятий. Повысился эмоциональный отклик на занятиях с логопедом. Интенсивнее стала развиваться тактильная чувствительность и сенсорное восприятие. Эффективность коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи стала значительно выше. Мелкая моторика кистей и пальцев рук вышла на более высокий уровень организации и самоконтроля. Речевое и психофизическое развитие выровнялось. Можно отметить гармоничное развитие детей, которые занимались закаливанием, По истечению времени все дети, участвующие в проекте «Бодрячок» скомпенсировались и вышли в речевую норму. Дети этой же группы с ТНР, которые не занимались закаливанием и посещали только логопедические занятия тоже вышли в норму, но значительно тяжелее и позже, хотя работали совместно с педагогами и родителями не меньше.
На протяжении проекта «Бодрячок» в рамках просветительской работы о пользе закаливании, проводились мастер-классы и лекции для родителей, педагогов и всех желающих присоединиться.
Можно сделать вывод, что такая здоровьесберегающая технология как «Закаливание» помогла решить проблему частой заболеваемости детей с тяжёлыми нарушениями речи и укрепило их иммунитет. Что позволило проводить постоянную и эффективную коррекционно-развивающую деятельность совместно с педагогами, не выпадая и обучающего процесса. За два года проекта удалось сформировать фундамент психоэмоционального и речевого развития, который позволит в дальнейшем быть успешным в школьном возрасте. И в дальнейшем позволит полноценно развиваться без препятствующих факторов, в виде частых болезней и речевой неполноценности.