Обучение Буратино финансовой грамотности

Михайлова Наталья Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 2»
г. Ачинск Красноярский край

Материал принят для публикации во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят» № 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 г. Выход номера –  1 октября 2024г.

Обучение Буратино финансовой грамотности
конспект по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной группе

Цель: Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • – формировать разумное отношение к расходованию денег;
  • – способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
  • – закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
  • – развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
  • – развивать умения определять жизненно важные потребности человека;
  • – развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.
  • – воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;
  • – воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «наличные и безналичные деньги», «покупка», «Семейный бюджет», «Какие бывают товары», «Как помочь родителям сэкономить деньги; чтение художественной литературы; сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Парикмахерская»

Словарная работа:

  • Активизация словаря: монеты, купюры, банкноты, потребности, банкомат, банковская карта.
  • Обогащение словаря: семейный бюджет, доход, расход, сбережения.
материалы в печатный сборник 

Методические приёмы:

  • словесный – рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа, художественное слово;
  • наглядный – демонстрация материала;
  • игровой – сюрпризный момент, выполнение игровых действий;
  • практический – самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Материал и оборудование: 2 мольберта, купюры и монеты – целые и разрезные картинки «Потребности в жизни человека: вода, одежда, жильё, еда», схемы потребностей для человека, банкомат, банковские карты, шаблон для создания именной банковской карты

Ход занятие;

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!!

В группу входит грустный Буратино

Воспитатель:

Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино) Дети хором отвечают

Буратино: – Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: – Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.

Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Буратино: – Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.

Воспитатель: – Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Буратино: Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.

Воспитатель: – Ребята, поможем Буратино? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу.

Буратино, присаживайся вместе с ребятами и будь внимательным!

(Буратино садится вместе с детьми на стул)

Воспитатель:

Послушайте загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»

Совершенно верно – «деньги»

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.

Воспитатель: – Купюры или банкноты – это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)

Воспитатель: – Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

Игра «Какие бывают купюры и монеты» (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)

Воспитатель: – Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отличаются купюры и монеты между собой.

Буратино: – Да, купюра – бумажная и называется она – банкнота, а монета – металлическая.

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей и Буратино)

Воспитатель: – Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, произошел сбой и несколько купюр из станка вышли разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (Дети делятся на команды – мальчики и девочки, Буратино присоединяется и помогает ребятам)

Игра у столов «Собери банкноту».

Динамическая пауза «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на дне кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: – Ребята, а теперь давайте расскажем Буратино, что такое потребности? (ответы детей)

Воспитатель: – Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на доску!

На доске картинки, дети вместе с Буратино определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить Буратино почему без них человек не может прожить (ответы детей).

Воспитатель: – Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? (ответ Буратино)

Воспитатель: – Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?

Буратино: – Конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.

Воспитатель: – Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

  • -мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
  • -бабушка и дедушка получают пенсию;
  • -старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи.

Буратино: – Что такое доход?

Дети: Доход – это деньги, полученные в результате работы.

Буратино: – Что такое расход?

Дети: – Расход – это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: – Ребята, давайте вместе с Буратино как правильно распределить семейный бюджет и поиграем в игру.

Игра «Хочу и надо» (выполняют за столами)

Перед вами схема потребностей и десять монет (у каждой команды схемы разные). Ваша задача распределить ваш бюджет слушая мои задания:

1.на одежду мы затратили 1 монету, а за электроэнергию нам понадобиться затратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет мы затратим за электроэнергию? (2)

2.За электроэнергию мы заплатили 2 монеты, а за продукты на одну монету больше, чем за электроэнергию. Сколько монет нам потребуется на продукты? (3)

3.На покупку лекарств мы потратили на 2 монеты меньше, чем на продукты. Сколько монет мы потратим на покупку лекарств? (1)

  1. Чтобы оплатить счёт за квартплату нам нужно потратить столько же монет, столько мы потратили на оплату электроэнергии. Сколько монет нам понадобится, чтобы оплатить счёт за квартплату? (2)

Воспитатель: – Ребята, скажите, сколько у Вас было монет?

Дети: – У нас было 10 монет.

Воспитатель: – А сколько монет мы с Вами потратили?

Дети: – Мы потратили 9 монет.

Воспитатель: – А, что мы будем делать с оставшейся монетой?

Дети: – Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Воспитатель: – Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Воспитатель: – Ну, что Буратино, теперь ты понял, как можно правильно распределять семейный бюджет?

Буратино: – Да, ребята, понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло.

Воспитатель: – Буратино, на Поле чудес в «Стране Дураков» ты закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.

Вопросы к детям:

«Вырастут ли деньги?

Где Буратино мог бы хранить деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: – Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно – хранение денег. (показ различных пластиковых карт) Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)

Ребята, а сейчас давайте вместе с Буратино пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем ему, для чего он нам нужен? (рассуждения детей)

Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу вас и Буратино как пользоваться нашим банкоматом, а затем вы попробуете.

Воспитатель: – Буратино, ты давно живёшь в сказке, и не знал, что в нашем современном мире существуют: купюры, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы тебе обо всем рассказали. А теперь давай вместе с нашими детьми создадим свою именную банковскую карту.

Дети и Буратино проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.

Буратино: – Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я положу их на карту. А вместе с Папой Карло буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!

Дети: – До свидания, Буратино!

Итог деятельности

Воспитатель: – Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: – Буратино.

Воспитатель: – Чему, мы научили Буратино?

Дети: – Мы учили Буратино финансовой грамотности. (развёрнутые ответы детей)

Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от Буратино.

Подарок от Буратино «Волшебная коробка» (шоколадные монеты).

Воспитатель: – Ребята, Буратино ещё раз благодарит вас за помощь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь