Михайлова Наталья Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 2»
г. Ачинск Красноярский край
Материал принят для публикации во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят» № 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 г. Выход номера – 1 октября 2024г.
Обучение Буратино финансовой грамотности
конспект по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной группе
Цель: Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- – формировать разумное отношение к расходованию денег;
- – способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
- – закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
- – развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
- – развивать умения определять жизненно важные потребности человека;
- – развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.
- – воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;
- – воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.
Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «наличные и безналичные деньги», «покупка», «Семейный бюджет», «Какие бывают товары», «Как помочь родителям сэкономить деньги; чтение художественной литературы; сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Парикмахерская»
Словарная работа:
- Активизация словаря: монеты, купюры, банкноты, потребности, банкомат, банковская карта.
- Обогащение словаря: семейный бюджет, доход, расход, сбережения.
Методические приёмы:
- словесный – рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа, художественное слово;
- наглядный – демонстрация материала;
- игровой – сюрпризный момент, выполнение игровых действий;
- практический – самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Материал и оборудование: 2 мольберта, купюры и монеты – целые и разрезные картинки «Потребности в жизни человека: вода, одежда, жильё, еда», схемы потребностей для человека, банкомат, банковские карты, шаблон для создания именной банковской карты
Ход занятие;
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!!
В группу входит грустный Буратино
Воспитатель:
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино) Дети хором отвечают
Буратино: – Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: – Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.
Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?
Буратино: – Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.
Воспитатель: – Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.
Буратино: Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.
Воспитатель: – Ребята, поможем Буратино? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу.
Буратино, присаживайся вместе с ребятами и будь внимательным!
(Буратино садится вместе с детьми на стул)
Воспитатель:
Послушайте загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»
Совершенно верно – «деньги»
А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).
Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.
Воспитатель: – Купюры или банкноты – это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)
Воспитатель: – Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.
Игра «Какие бывают купюры и монеты» (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)
Воспитатель: – Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отличаются купюры и монеты между собой.
Буратино: – Да, купюра – бумажная и называется она – банкнота, а монета – металлическая.
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей и Буратино)
Воспитатель: – Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, произошел сбой и несколько купюр из станка вышли разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (Дети делятся на команды – мальчики и девочки, Буратино присоединяется и помогает ребятам)
Игра у столов «Собери банкноту».
Динамическая пауза «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на дне кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: – Ребята, а теперь давайте расскажем Буратино, что такое потребности? (ответы детей)
Воспитатель: – Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на доску!
На доске картинки, дети вместе с Буратино определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить Буратино почему без них человек не может прожить (ответы детей).
Воспитатель: – Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? (ответ Буратино)
Воспитатель: – Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?
Буратино: – Конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.
Воспитатель: – Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.
Дети:
- -мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
- -бабушка и дедушка получают пенсию;
- -старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи.
Буратино: – Что такое доход?
Дети: Доход – это деньги, полученные в результате работы.
Буратино: – Что такое расход?
Дети: – Расход – это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: – Ребята, давайте вместе с Буратино как правильно распределить семейный бюджет и поиграем в игру.
Игра «Хочу и надо» (выполняют за столами)
Перед вами схема потребностей и десять монет (у каждой команды схемы разные). Ваша задача распределить ваш бюджет слушая мои задания:
1.на одежду мы затратили 1 монету, а за электроэнергию нам понадобиться затратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет мы затратим за электроэнергию? (2)
2.За электроэнергию мы заплатили 2 монеты, а за продукты на одну монету больше, чем за электроэнергию. Сколько монет нам потребуется на продукты? (3)
3.На покупку лекарств мы потратили на 2 монеты меньше, чем на продукты. Сколько монет мы потратим на покупку лекарств? (1)
- Чтобы оплатить счёт за квартплату нам нужно потратить столько же монет, столько мы потратили на оплату электроэнергии. Сколько монет нам понадобится, чтобы оплатить счёт за квартплату? (2)
Воспитатель: – Ребята, скажите, сколько у Вас было монет?
Дети: – У нас было 10 монет.
Воспитатель: – А сколько монет мы с Вами потратили?
Дети: – Мы потратили 9 монет.
Воспитатель: – А, что мы будем делать с оставшейся монетой?
Дети: – Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.
Воспитатель: – Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Воспитатель: – Ну, что Буратино, теперь ты понял, как можно правильно распределять семейный бюджет?
Буратино: – Да, ребята, понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло.
Воспитатель: – Буратино, на Поле чудес в «Стране Дураков» ты закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.
Вопросы к детям:
«Вырастут ли деньги?
Где Буратино мог бы хранить деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: – Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно – хранение денег. (показ различных пластиковых карт) Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)
Ребята, а сейчас давайте вместе с Буратино пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем ему, для чего он нам нужен? (рассуждения детей)
Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу вас и Буратино как пользоваться нашим банкоматом, а затем вы попробуете.
Воспитатель: – Буратино, ты давно живёшь в сказке, и не знал, что в нашем современном мире существуют: купюры, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы тебе обо всем рассказали. А теперь давай вместе с нашими детьми создадим свою именную банковскую карту.
Дети и Буратино проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.
Буратино: – Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я положу их на карту. А вместе с Папой Карло буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!
Дети: – До свидания, Буратино!
Итог деятельности
Воспитатель: – Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: – Буратино.
Воспитатель: – Чему, мы научили Буратино?
Дети: – Мы учили Буратино финансовой грамотности. (развёрнутые ответы детей)
Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от Буратино.
Подарок от Буратино «Волшебная коробка» (шоколадные монеты).
Воспитатель: – Ребята, Буратино ещё раз благодарит вас за помощь.