ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «МЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА»

Петрова Татьяна Андреевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Подснежник»
село Бичура Республика Бурятия

Материал принят для публикации во Всероссийском сетевом журнале для дошколят, родителей и педагогов детских садов «Мир дошколят» № 10 (31) ОКТЯБРЬ-2024 г. Выход номера –  1 октября 2024г.

Особенности применения цифровых образовательных технологий в дополнительной образовательной Детской Программе «Ментальная музыка OTTO NOTЕ»

Аннотация. В работе описываются особенности применения цифровых образовательных технологий в рамках дополнительной образовательной Детской Программы «Ментальная музыка OTTO NOTЕ» для дошкольников и младших школьников по развитию природной музыкальности и восьми интеллектов. Проанализированы практические аспекты и перечислены основные преимущества, достигаемые за счет цифровизации данной методики.

Ключевые слова: ментальная музыка, цифровизация образования, геймификация, игровые механики, методика обучения музыке, цифровой образовательный ресурс.

Международная инновационная программа «Ментальная музыка OTTO NOTE» (автор Мария Шаро) – это уникальная методика обучения музыке, развития творческого и интеллектуального потенциала современных «цифровых детей». В её основе – образно-ассоциативное правополушарное обучение, мультимедийность, интерактивность и геймификация. Использование данной эффективной технологии в развитии дошкольников обуславливается новыми подходами к музыкальному воспитанию. «Современные дети по-другому воспринимают окружающий мир, который стремительно меняется, кроме того, у них иные физиологические и психологические особенности» [1, с. 30].

материалы в печатный сборник 

Автор методики Мария Шаро: «Моя главная цель – создание авангардной методики, которая меняет устаревшие подходы к музыкальному развитию современных детей, позволяет в несколько раз повысить эффективность обучения, развивает нестандартное мышление, креативность, таланты и при этом сохраняет искреннее любопытство и интерес ребенка к обучению музыке!» [4]. Рассмотрим пример внедрения информационных технологий в процесс образования на основе методики ментальной музыки.

Как цифровой ресурс в системе музыкального образования дошкольников и младших школьников, методика ментальной музыки позволяет менять дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, трансформировать традиционную образовательную среду в качественно новую – информационно-образовательную. Ведь цифровой образовательный ресурс, по словам С.Н. Литвиновой, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа-продукт, направленный на достижение дидактических целей или на решение определённых учебных задач. [2, с.41]

Методика OTTO NOTE – это увлекательный музыкально-образовательный сериал с семейкой восьми нот (дедушка До, бабушка Ре, мама Ми-Ми, папа Фа, девочка Соль, мальчик Ля, собачка Си-Си и котенок Доль), в котором одна история (модуль) сменяет другую. Так, например, 1 модуль –это квест в стране Музыкальменте, 2-приключения нотной семейки на таинственном чердаке, а 5-появление пиратов в музыкальном море. С героями сериала ребенок легче усваивает довольно сложную информацию (ноты, интервалы, длительности, ритмы и их сочетания с определением на слух и т.д.). Задания, которые даются детям по сюжету, понятны, познавательны и привлекательны, несут в себе образный тип передачи информации. Яркость красок, активность движений, разнообразие звуков, необычность героев надолго приковывают внимание детей и «поэтому перенос обучения в цифровую образовательную среду – ключевая тенденция современного образования». [3, с. 104].

 Обучение ментальной музыке осуществляется в таких направлениях, как  игровой вокал и импровизация, музыкальная грамота, игра на музыкальных инструментах, body percussion – чувство ритма и нейрогимнастика, погружение в мир музыки через активное слушание, развитие 8 интеллектов (лингвистического, логического, двигательного, коммуникативного, натуралистического, визуального и эмоционального) и представляет собой цифровой образовательный ресурс – информационный источник, содержащий музыкальную, цифровую, графическую, текстовую, речевую, видео – фото информацию, реализующую цели и задачи современного стандарта образования.

 В образовательном процессе ментальной музыки соединяются четыре взаимосвязанных компонента, объединяя традиционные и цифровые методы обучения:

  • -геймификация, игровые механики, анимация.
  • – интерактив: ребенок не просто смотрит мультфильм, а выполняет задания героев, общается с ними.
  • -продуктивная детская деятельность «без экрана», но связанная с темой мультфильма: нейроигры, задания на карточках, творческие задания, пение, музицирование, рисование.
  • -уроки с преподавателем и выполнение домашних заданий с родителями (с использованием QR-кодов).

Один из трендов цифровизации в современном образовании – это геймификация, относительно новая модель – развлечение + образование.  Используемая технология игрофикации (геймификации) в методике «Ментальная музыка» позволяет адаптировать игровые формы к реальным процессам для достижения образовательных целей (превращение всего образовательного процесса в игру), что значительно повышает мотивацию и вовлеченность детей, а также улучшает их результаты обучения.

Наибольший эффект в реализации задач методики дает использование игровых механик (общение с персонажем в системе). Прежде всего, это игры, где ребенок – герой и помогает участникам образовательного сериала решить какую-то проблему. Присутствует обязательная моментальная обратная связь по прогрессу, когда ребенок, выполняя задание (помогая кому-то), получает благодарность. Также проводится посильный челлендж, когда перед детьми ставится трудная, но посильная задача (причем они понимают, что это очень сложно, но справиться можно). Т.к. дошкольники готовы воспринимать только очень небольшие кусочки информации, то в образовательном сериале происходит активное поддержание динамики (все время что-то происходит, ребенку не дают заскучать.) Постоянное общение детей и героев сериала между собой дает возможность ребенку все время говорить, высказывать свою точку зрения, а не только тогда, когда их спрашивает педагог.

Использование игровых сценариев (квесты и симуляции) помогают вовлекать детей, чтобы принять личное участие в судьбе персонажей, развивать способность работать в команде и решать задачи, которые часто возникают в реальной практике.

 Интерактивные нейроигры, представленные в методике, имеют особую практическую значимость, так как включают в себя различные формы, методы и приемы, помогающие педагогу осуществлять образовательную деятельность. Их использование способствуют развитию не только музыкальных способностей, но и мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, познавательных способностей, а также речи.

Использование элементов геймификации в данной методике делает обучение музыке увлекательным, повышает вовлеченность и мотивацию, помогает легче усваивать довольно сложный материал.

Органичное сочетание автором методики цифровизации и ментальной музыки дает педагогам уникальные преимущества в работе:

  • – широкий спектр возможностей обеспечения цифрового сопровождения разнообразных видов музыкальной деятельности детей, их интеграции;
  • -возможность не только транслировать детям определенную сумму знаний, но и организовать образовательный процесс, разные виды детской  музыкальной деятельности в условиях цифровой образовательной среды;
  • – возможность использовать познавательный материал как средство освоения детской деятельности, а не цель образования;
  • – обеспеченность ценной мотивацией включения детей в разнообразные виды музыкальной деятельности;
  • – активное использование синтеза игровых и образовательных технологий;
  • – использование возможностей цифровой образовательной среды в формировании у дошкольников опыта взаимодействия, сотрудничества взаимопомощи, поддержки в процессе выполнения деятельности.
  • – реализация деятельностного подхода в работе с детьми.

Вывод

Примеры успешной цифровой трансформации образования показывают, что современные технологии могут значительно улучшить образовательный процесс. Цифровизация образования – это возможность для педагога проявить свое творчество, подталкивающая искать новые формы и методы взаимодействия с детьми.

 Международная инновационная методика  Марии Шаро «Ментальная музыка OTTO NOTE» является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает не только развитие музыкальных способностей, но и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, повышает интерес у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребенка всесторонне. Использование цифровых образовательных ресурсов в музыкальном развитии дошкольников позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность качественно повысить результаты педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / С.В. Буцык // Открытое образование. – 2019.– №1.

2 Литвинова С.Н. Цифровые инструменты в работе с детьми дошкольного возраста /С.Н. Литвинова, Ю.В. Челышева. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 188 с.

3Литвинова С.Н. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации / С.Н. Литвинова, Ю. В. Челышева // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2021. – Вып. 62. – С. 99-112.

4  https://ottonote.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь