Болдырева Нина Григорьевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа
В последние десятилетия в педагогической теории и практике наблюдается значительный рост интереса к проблеме дифференцированного подхода в воспитании детей разного пола. Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. В настоящее время под целью гендерного воспитания понимается подготовка к выполнению будущей социальной роли.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главе личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, уважение к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Вопросы дифференцированного подхода к воспитанию подрастающего поколения имеют место в трудах Д.В. Колесова, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук, Т.А. Репиной и др.
Важным вопросом сегодня является не только гендерное воспитание детей в ДОУ, но и взаимодействие дошкольного учреждения и его работников с родителями детей. Наиболее близким окружением в дошкольном детстве для ребенка является семья и дошкольное учреждение, которые обладают огромным воспитательным потенциалом. Вследствие этого для повышения эффективности решения задачи по развитию гендерной идентичности у старших дошкольников необходимо тесное взаимодействие образовательного учреждения и семьи как основных и активных субъектов социума, в котором формируется личность.
Взаимодействие ДОУ с семьей в вопросах гендерного воспитания дошкольников должно носить дифференцированный характер. Т. А. Репина считает крайне важным учет в процессе полоролевого воспитания конкретной ситуации социального развития ребенка. Под этой ситуацией Т. А. Репина понимает положение ребенка в семье: полная или неполная семья; наличие братьев, сестер; положение старшего, младшего или единственного ребенка, гендерные стереотипы родителей.
Целью взаимодействия ДОО с родителями является формирование педагогической компетентности в вопросах воспитания детей. В работе с родителями принимают участие все сотрудники: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Перед коллективом поставлены следующие задачи взаимодействия специалистов с родителями:
- информирование родителей и членов семей об особенностях развития мальчиков и девочек;
- формирование представлений о статусе мальчиков/мужчин и девочек/женщин и гендерных характеристик у мальчиков и девочек;
- создание открытой образовательной среды как ресурса для формирования в семье гендерных характеристик у мальчиков и девочек;
- развитие представлений об эмоциях и о связи эмоций с различными сторонами жизни мужчины/мальчика и женщины/девочки.
Эффективность взаимодействия специалистов с родителями повышается при следующих условиях:
- применение разнообразных форм психологической и педагогической деятельности; – активное использование медиаресурсов и информационно-телекоммуникационных технологий. При реализации работы по развитию гендерной идентичности у старших дошкольников применяются следующие виды и формы взаимодействия с родителями:
- информирование родителей об электронных источниках и сайтах, содержащих теорию и практические рекомендации по формированию гендерной идентичности дошкольников в соответствии с их полом;
- рассылка родителям информации (тексты и презентации) по электронной почте и ответы на вопросы;
- разработка информационных буклетов;
- обсуждение проблемных ситуаций;
- проведение совместных мероприятий, мастер-классов, досугов;
- арт-терапевтическое занятие;
- дискуссия;
- беседа.
Гендерные особенности девочек и мальчиков также должны отражаться и на организации подвижных игр. Мальчики старшего дошкольного возраста нуждаются в большой двигательной активности (спортивные игры с метанием, лазанием, бегом), а девочкам необходим режим средней двигательной активности (игры с мячом, прыжки через скакалку).
Особое внимание необходимо уделять организации предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разные виды активности дошкольников, является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого заключается в том, чтобы раскрыть перед мальчиками и девочками возможности данной среды, направлять, руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками.
Планирование содержания просветительской деятельности ДОУ должно осуществляться на основе анализа состава семей ДОУ и проблем, которые испытывают родители в воспитании мальчиков и девочек.
Таким образом, формирование гендерных установок определяется в первую очередь социокультурными нормами и зависит от отношений ребенка с родителями, внутрисемейных установок, а также от воспитания его в ДОУ. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно заложить прочный фундамент гендерного воспитания.
Список литературы
- Аксаева О.В. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада / О.В. Аксаева // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. – № 3 (6). – С. 5-7.
- Вершинина А.А. Игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста / А.А. Вершинина, Е.В. Донгаузер //Актуальные проблемы социогуманитарного образования: сб. статей / под науч. ред. Т.С. Дороховой, Е.В. Донгаузер. – Екатеринбург, 2019. – С. 139-145.
- Cтолярчук Л.И. Педагогические аспекты полоролевого воспитания / Столярчук, Л.И. // Педагогика. – 2003. – №5. – С.38-40.
- Ходько Е.Ю. Гендерная идентификация дошкольников: пособие для специалистов в области психологии и педагогики / Е. Ю. Ходько. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2000 – 9 с.