Черникова Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
Ермакова Наталья Анатольевна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа
Анализ литературы о гендерном воспитании детей в русских православных традициях наглядно демонстрирует самобытную, выверенную веками систему народного воспитания. Гендерная осведомлённость родителей выстраивалась без особых усилий и непринуждённо. Рождение детей расценивалось как Божий дар, а материнство воспринималось главным достоинством женщины, целью и содержанием ее жизни. Процесс воспитания осуществлялся в естественных условиях, с параллельным занятием иными делами, и носило черты гендерной педагогики. Половое воспитание в русских народных традициях передавалось из рода в род и рассматривалось как нечто незыблемое, вечное и обязательное.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
В православной Руси половое воспитание было всегда. У верующих оно есть и сегодня, только ведётся в семье. Господь возложил на мужчину роль главы семьи. Он возвысил женщину, определив ей своё место в семье и заповедав мужчине быть не «пользователем» женщины, а её добрым защитником. В старой России воспитание мальчиков считали не женским занятием, их с детства приобщали к мужским делам. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства. Необходимо подчеркнуть, что в существующем мире образы мужчины и женщины смешались, гендерная тождественность подверглась вредоносным изменениям. Женственность и мужественность перестали иметь значение в формировании характера ребенка. Воспитание детей становится прерогативой женщин. Миллионы современных мальчиков лишены серьёзного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.
Мальчик – это будущий муж, отец и хозяин в доме. Как будущий глава семьи он должен научиться ответственности, самостоятельности, уметь в нужной ситуации принять решение, ни на кого не оглядываясь. Отцовство, как известно, предполагает чувство жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия. Кроме того отец молитвенно предстательствует за свою семью перед Богом. Надо обязательно учить мальчиков держать свое слово. Раньше слово аристократов, да и купцов имело такую силу, что не нужно было подписывать документы, а достаточно услышать: «Даю слово». И больше ничего. Развивайте ум маленького человека. Мальчики обычно любознательные, с интересом воспринимают информацию, стремятся больше узнать. Для этого старайтесь, чтобы он как можно больше времени проводил не за компьютером, а за книгами, решением задач, чтением детской духовной литературы. Пусть в православном воспитании мальчиков присутствует военное направление Мальчика нужно готовить к роли будущего защитника Родины. Дисциплинированность, мужественность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и т.п.) является отличительной чертой русских защитников. Есть рекомендации гендерных различий при выборе игрушек. Мальчику необходимо давать не только пистолеты и машинки, но и атрибутику к ролевым играм: каски пожарников, штурвал корабля, полицейский жезл, столярно-слесарные инструменты. Не бойтесь, если он взял в руки молоток, отвёртку, пусть под присмотром взрослых учится забивать гвозди, строгать, пилить, собирать металлические конструкции.
На Святой Руси телесная красота женщины была подчинена красоте её души. Традиционный образ русской женщины разительно отличается от того, что навязывается нам Западом, идеалы которого – это девушка как фотомодель, или как блудница. Вот почему сегодня чрезвычайно важным является восстановление подлинных идеалов русской девушки, как добропорядочной жены и заботливой матери. Необходимо чаще ставить девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться, проявить жалость, милосердие. Воспитание в девочках таких качеств как скромность, целомудрие, сострадание, терпение, смирение должно стать главной заботой современного общества и, в первую очередь, каждой матери. Несмотря на то, что в русской семье хозяином дома считался отец, к женщине относились с уважением и любовью. Уважение к людям считалось первой нравственной заповедью детства. Народная педагогика измеряла воспитанность детей заботой о родителях, прежде всего, матери. Всё, что в игрушках имеет отношение к хозяйству, дому, рукоделию очень полезно для девочки, чтобы через игру она смогла узнать основы ведения домашнего хозяйства, стать настоящей помощницей матери.
Нелегко сегодня воспитать ребёнка, будь то мальчик или девочка, здорового и телесно, и духовно. Одни родители хотят видеть своих детей сильными и умными, другие – приспособленными к современным условиям жизни, третьи – с яркими талантами и способностями. Но не таковы чаяния православных родителей. Воспитывая детей, они хотят, прежде всего, спасения их души. Они знают, что если им удастся научить детей любить Бога и ближнего, то, с какими бы трудностями не пришлось впоследствии столкнуться их детям, они сохранят незапятнанной свою душу.