ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Черникова Ольга Борисовна
учитель-логопед
Онищенко Светлана Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС № 32 «Дружные ребята»
Старооскольского городского округа

По разработке и применению новых подходов к развитию детской речи, заинтересованность родительской общественности в логопедической помощи, наводит на размышления и внедрение новых технологий. За всю долголетнюю практику коррекционной работы по формированию и развитию речи не бралось во внимание развитие речи мальчиков и девочек. Использование гендерного подхода  может существенно оптимизировать речевую деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи в совместной работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей воспитанников.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Изучение гендерных стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду  уделяться большое внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами  воспитателей, педагогов,  психологов и  родителей (законных представителей).

Зачастую возникают проблемы при выполнении домашних логопедических заданий. Часто слышишь от родителей и воспитателей, что ребёнку не интересна тема, он не слушает и не взаимодействует со взрослым при выполнении задания. Отсюда следует, что необходимо учитывать интересы девочек и мальчиков при подборе  игр и упражнений по развитию речи. Лексические темы должны подбираться таким образом, чтобы заинтересовать мальчика или девочку с целью активизации речи.  Продумав и подобрав речевой материал для девочек и мальчиков, учитель-логопед обязательно должен проконсультировать воспитателей, закреплённых за детьми с нарушениями речи. Обязательным в работе учителя-логопеда является и взаимодействие с родителями каждого воспитанника. Для родителей большое внимание  следует уделить чёткому описанию таких игр и их доступности в домашних условиях.

Таким образом, в результате данной проблемы нами были совместно с учителем-логопедом и воспитателями коррекционной группы разработаны сначала лексические темы по развитию речи для мальчиков и девочек.

Для мальчиков больше подойдут такие темы как: «Игрушки» (которые включают подбор игрушек для мальчиков: самолёты, машины, конструктор и т.д.), «Одежда для мальчиков»,  «Человек. Части тела», «Зимние виды спорта», «Новогодний праздник», «Профессии», «Инструменты», «Транспорт», «Защитники Отечества», «Космос», «Труд людей весной».

Рекламное сообщение

Для девочек подойдут следующие лексические темы: «Игрушки для девочек», «Фрукты», «Овощи», «Птицы», «Одежда для девочек», «Новогодний праздник», «Мамин праздник», «Профессии» (женские профессии), «Посуда», «Продукты питания», «Цветы», «Насекомые».

Однако следует отметить, что остальные темы – это темы животного мира, мира природы, времён года не следует игнорировать в процессе коррекционного обучения. К этим темам нужен тщательный подход. Для того, чтобы заинтересовать и мальчиков, и девочек к таким темам, следует хорошо продумать структуру и план занятия по данной тематики также с учётом гендерного подхода. В этом случае помогут хорошо известные психологические подходы к мальчикам и девочкам. Для мальчиков большую роль играет эталон сильного, но справедливого героя, которого необходимо включить не совсем в любимую и интересную тему. Аналогично для девочек – эталон красоты, изящества и доброты.

 На основе составленного тематического плана необходимо подобрать соответствующие игры и упражнения, которые бы содержали и учитывали интересы мальчиков и девочек.

Игры и упражнения  по развитию речи для мальчиков:

 «Что везёт грузовик?», «Назови части машины (самолёта)», «Найди, что сломалось?», «Куда летит самолёт?», «Куда ты полетишь на самолёте?», «Как построить дом?», «Что ты оденешь на прогулку?», «Магазин одежды», «Одень Мишу на прогулку», «Назови части тела у Вани», «Большой Ваня и маленький Ванечка», «Кто, на чем катается зимой?», «Кому, что нужно?», «Мешок желаний», «Расскажи стихотворение Деду Морозу», «Кто, что делает», «Расскажи, кем ты хочешь стать», «Кто, как защищает Родину?», «Друзья наши меньшие», «Помоги щенку», «Накорми животных» и т.д.

Игры и упражнения по развитию речи для девочек:

«Накорми кукол», «Кукла заболела», «Какое блюдо приготовишь?», «Салон красоты», «Письмо деду Морозу», «Помоги маме», «Кем ты хочешь быть?», «Моя квартира», «Какую посуду поставишь на стол?», «День рождение у Кати», «Собери букет», «Полей цветы на клумбе», «Кто любит цветы?» и т.д.

Комплекс игр и упражнений  был предложен родителям  детей с тяжёлыми нарушениями речи, которые можно свободно использовать в домашних условий. Для каждой игры были составлены цели, задачи, подобрано соответствующее оборудование и расписан ход действий.

Таким образом, подобранная и составленная система игр и упражнений с учётом гендерных особенностей, дает возможность каждому ребенку проявить речевую активность в каждой запланированном коррекционном мероприятии, быстрее преодолеть имеющихся у некоторых детей замедленную реакцию, проявить себя среди сверстников.

Список литературы:

  1. Асимметрия. Рецензируемый научно-практический журнал. Е.И. Николаева, Т.В. Гудкова «Специфика интеллекта мальчиков и девочек с разным профилем функциональной сенсомоторной асимметрии и разной выраженностью речевых проблем».
  2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, родителям, школьным психологам. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
  3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: линка-пресс, 1998.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь