ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Степнова Татьяна Александровна
Аленушкина Екатерина Константиновна
музыкальные руководители
Чернякина Олеся Васильевна
педагог-психолог
Семибратченко Галина Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ ДС №24 «Берёзка»
город Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ: методы, приемы, технологии эффективного взаимодействия»  

название – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

секция –  4.«Как вырастить патриота»

В современных условиях в работе по патриотическому воспитанию дошкольников происходят глобальные изменения.  Дошкольный возраст характеризуется непосредственностью, эмоциональной восприимчивостью и активностью, следовательно, нельзя проходить мимо этого благоприятного момента, когда можно заложить основы развития патриотизма и духовного начала дошкольника. Эти основополагающие понятия необходимо формировать у дошкольника в процессе воспитания любви к своим близким людям, родному городу, области, стране. Мы понимаем, что семья и детский сад – два основополагающих социальных института, которые способствуют формированию личности дошкольника. Они различаются своими функциями, но для всестороннего формирования личности ребенка необходимо их тесное сотрудничество. Опыт, который дети приобретают в детстве, во многом определяет будущую жизнь. В начале пути с малышом находятся рядом люди, на которых он равняется и формируется жизненная позиция ребенка. Наша задача состоит в том, чтобы организовать и спланировать совместную работу с семьей в данном направлении.

Актуальность данной проблемы заключается в следующем:

  • – дети дошкольного возраста мало информированы о своей малой Родине т традициях родного края;
  • – работа с семьей в вопросах нравственно-патриотического воспитания находится не на должном уровне.

Решая данную проблему, в приоритете была поставлена работа с семьей. Выполняя ее, мы решали следующие задачи:

  •  – установление единых требований;
  • – просвещение родителей в вопросах воспитания;
  • – ознакомление родителей с передовыми технологиями в вопросах семейного воспитания;
  • – ознакомление родителей событиями и мероприятиями;
  • – привлечение семей в работу ДОУ.
Рекламное сообщение     

Мы начали нашу работу с изучения семей, учитывали взгляды на воспитательный процесс, разрешали возникшие противоречия. Нашим психологом были разработаны анкеты, которые помогли разрешить возникшие проблемы. В своей работе во взаимодействии с семьей мы выбираем досуговые формы, так как такие формы способствуют формированию доверительных взаимоотношений всех участников педагогического процесса: семейные праздники, фотовыставки, ведение семейного читательского дневника, конкурс семейных газет, беседы, консультации, совместные мероприятия и конкурсы, мастер-классы, проекты. На родительских собраниях и в родительских уголках предлагаются консультации учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкальных руководителей на различные темы: «Как воспитать маленького патриота», «История родного края», «Психологические аспекты патриотического воспитания дошкольника». Проводятся совместные конкурсы и сезонные выставки: «Осенние чудеса», «Новогодние игрушки», «Мой гербарий». Так же родители включаются в долгосрочные проекты: «Мой родной край», «Моя родословная». Суть таких проектов состоит в том, что каждая семья готовит материалы по заданной теме. Такая совместная деятельность способствует развитию более доверительных взаимоотношений в семье, формируются общие интересы, семейное общение становится более конструктивным и эмоционально-окрашенным. В рамках проектов проводятся выставки, лекции, мастер-классы, вечера в форме круглых столов, оформляются тематические сообщения.

В настоящее время у многих наблюдается интерес к истории своей семьи, изучаются национальные и профессиональные корни в различных поколениях. Мы считаем, что изучение своей генеалогии, поможет детям осознать себя частью народа и своей страны. У каждой семьи своя особенная история и она тесно переплетается с историей страны. Знание своей родословной помогает ребенку познать самого себя и определить свое место и роль в семье. Такое осознание помогает сформировать у дошкольника эмоциональную устойчивость личности, дети становятся более уверенные в себе. Воспитывая у детей любовь к семье и родным, тем самым мы воспитываем маленьких патриотов большой страны.

В своей работе для привлечения семьи в решении вопросов гражданско-патриотического воспитания, а так же для организации полезного семейного отдыха, мы активно используем такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход». В канун празднования великой Победы мы разработали семейные маршруты по памятным местам города: Атаманский лес, площадь у кинотеатра «Быль», могила неизвестного солдата на улице Ленина. В рамках данной работы дети познакомились с героическими местами города, узнали о событиях и о героях, которые отличились в освобождении города, но самое главное это взаимодействие с семьей в данной работе. Итогом походов стали семейные альбомы с фотографиями и работами детей, сделанными у памятных мест.

Подводя итог своей работы можно сказать, что различные формы работы с семьей дошкольника помогают создать незабываемую творческую атмосферу, в вопросах патриотического воспитания. Нами было отмечено, что успешное взаимодействие ДОУ и семьи требует выполнение определенных условий:

  • индивидуальный подход;
  • заранее спланированная деятельность семьи и детского сада;
  • осознание цели каждым участником процесса.

          Данная деятельность формирует у родителей ответственность за воспитание своих детей, закладывает основы патриотизма у дошкольников, обеспечивает историческую преемственность поколений и способствует объединению ДОУ и семей воспитанников в воспитании подрастающего поколения.

Взаимодействие ДОУ с семьей обеспечивает создание условий для формирования патриотических чувств у детей. Наша работа показала положительный результат. У детей сформировался интерес к истории родного города, к его памятным местам, дети воочию познакомились с историческими местами своей малой Родины. Данные факты свидетельствуют о формировании первоначальных патриотических чувств. Формирование патриотизма у дошкольника – это систематический и трудоемкий процесс, требующий взаимодействия ДОУ, ближайшего окружения и всех сторон жизнедеятельности ребенка. Только совместными усилиями можно воспитать маленьких патриотов большой страны, помочь подрастающему поколению стать полноправным гражданином.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом.- М.: ТЦ Сфера, 1999.
  2. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.//Дошкольное воспитание.-2005.-№3.-стр.6-13
  3. Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М.: Просвещение, 1980.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь