Пименова Юлия Николаевна,
Чечулина Марина Владимировна,
Стрельникова Юлия Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
материал принимает участие в Межрегиональном научно-практическом семинаре «КОСМОС – ПРОФЕССИЯ СМЕЛЫХ, ИЛИ КАК ЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОСМОСОМ»
Конспект занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе «Звезды и кометы»
секция – 3 Совместная проектная и творческо-познавательная деятельность детей, воспитателей и родителей о представлении детей о космосе, о целостности окружающего мира
Цель: Расширять знания детей о космосе. Изготовление звездного неба.
Задачи:
Образовательные: Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой).
Развивающие: Развивать чувство формы и композиции. Развивать внимание, мышление, память. Развивать мелкую моторику, пространственное воображение.
Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах). Воспитывать эстетические чувства.
Предварительная работа: Наблюдение звёздного неба. Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях. Чтение стихотворений о звёздном небе, космосе и космонавтах.
Материал и оборудование: Пластилин разных цветов; бусины и пуговицы, композиционная основа для лепки в парах (плитки, картонные квадраты или прямоугольники, коробки с низкими бортиками); стеки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой нового дня, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.
- Основная часть.
- Просмотр презентации.
«Слайд 2. Издавна людей влекло небо, было интересно, что там светиться. Поэтому появились учёные, которые наблюдали за звёздами. Которые их сначала считали. Эти учёные назывались – Звездочётами.
Слайд 3. Появились первые обсерватории – это то – место, откуда смотрят на звёзды.
Слайд 4. А вот так выглядят современные обсерватории.
Слайд 5. Вот в такие телескопы смотрят люди на звёзды.
Слайд 6. А вот такие телескопы находятся в обсервациях, и сотни учёных следят за звёздами.
Слайд 7. Что же там интересного, подумаете вы? А там находятся миллионы звёзд, это планеты. Ещё не изведанные.
Слайд 8. А там очень даже интересно, из самых ярких звёзд, рядом находящихся, люди составляют созвездия и по ним можно определить – где ты находишься на Земле, в каком полушарии.
Слайд 9. Пройдут годы, десятилетия, века, этот день будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса.
Слайд 10. На вот такой ракете наш космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. Давайте и мы с вами отправимся в космос.
- Гимнастика для глаз.
Воспитатель: приглашаю вас полюбоваться ночным небом, достаём подзорную трубу, свёрнутую из бумаги, всматривается через неё в картину, комментирует: «Сверкают звёзды необыкновенной красоты, мчится комета – хвост по небу разметала…». Следим внимательно на экране за передвижением звёзд.
- Изготовление картин.
Воспитатель предлагает, распределившись по парам, создать свои пластилиновые картины «Звёзды и кометы». Спрашивает, как дети будут лепить звёздочки. После ответов показываю и поясняю некоторые варианты: готовим три кусочка пластилина разного цвета и размера, раскатываем шарики; прикрепляем к фону сначала самый большой – прижимаем, чтобы получилась лепёшка; на эту лепёшку кладём средний по размеру шарик и тоже сплющиваем; сверху укладываем самый маленький шарик и прижимаем лишь слегка – получается трёхцветная звезда, которая светит нам из далёкого-далёкого космоса; отщипываем кусочек пластилина жёлтого цвета, раскатываем в шар и прижимаем к фону; затем раскатываем жгутики и прикрепляем так, будто это лучики моей звезды; таких лучей может быть разное количество – три, четыре, пять, шесть.., даже один-единственный или вообще ни одного; соединяем вместе два кусочка пластилина, например, жёлтый с красным, смешиваем, чтобы получились красивые узорные разводы; раскатываем шар, слегка сплющиваем и вытягиваем лучики пальцами, заостряя кончики, и прикрепляем к фону; размещаем рядом несколько звёздочек, чтобы получилось созвездие. Затем воспитатель показывает на пластилиновые кометы и спрашивает детей, знают ли они, что это такое. В доступной детям форме поясняет, что кометы – это космические тела, которые состоят из «головы» (ядра) и «хвоста», похожего на дым и огонь. (Для наглядного сравнения показываю детям волан для игры в бадминтон.) Кометы мчатся по небу с огромной скоростью.
- Выполнение работы.
Дети распределяются на пары, берут необходимый материал, садятся за столы и договариваются, кто из них, что и как будет лепить. Вылепив отдельные изображения, раскладывают их на общей картине, ищут наиболее удачное композиционное изображение и только потом прикрепляют – прижимают, примазывают, дополняют контррельефом и т.д.
III. Рефлексия. Воспитатель: Ребята, давайте оформим выставку «Звёзды и кометы». Сравнение ночного и дневного неба. Беседа о космосе (на доступном материале). Благодарю вас за работу.