ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО В РАЗВИТИИ ГЕНДЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Попова Раиса Александровна
Хахлева Наталья Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа

Проблемы гендерного подхода в формировании поведения волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений.

Такие важные субъектные проявления, как активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, свобода выбора, целеустремленность, творчество – необходимо развивать у детей обоих полов [1, с. 34].

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Перед дошкольными образовательными организациями стоит задача, отнестись к образованию детей дошкольного возраста по новому: перейти от «бесполой педагогики» к развитию партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками. Воспитанию таких качеств в формирующейся женщине и формирующемся мужчине, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей, но и конкретизация путей и способов достижения гендерного равенства детей, исполнения ими гендерных ролей, тех моделей социального поведения, которые им предстоит выполнять в будущем.

Общеизвестно, что развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации является одним из основных средств развития гендерных моделей личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой для самостоятельной деятельности.

Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Развивающая предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «центры уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.

Рекламное сообщение

В группе создаются различные центры активности: центр книги, центр развивающих игр, центр строительно – конструктивных игр, музыкальный центр, центр изобразительного искусства, центр экспериментирования и центр природы, центр сюжетно – ролевых игр, спортивный центр.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию [2, c. 54].

Дошкольный возраст – важный период для развития гендерных моделей поведения детей 4-5 лет. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура, полоролевая «Я-концепция». Для игры дети группируются по признаку пола, появляется особый интерес к детям своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы – мальчики», «мы – девочки»). Поэтому сюжетно-ролевые игры являются одним из важных средств формирования гендерных моделей поведения детей, в целом полоролевого развития. Они позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых.

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры стали средством в формировании гендерных моделей поведения детей, необходимо правильное ее организация и руководство. Свободные сюжетно-ролевые игры – самые привлекательные для детей. Привлекательность объясняется тем, что в играх дошкольники испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.

Сюжетноролевые игры для дошкольников это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, проявления избирательности, свободы выбора, самостоятельности, творчества. Игры позволяют детям примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную – ребенка и условную – взрослого. Но у мальчиков и девочек разное игровое отражение мира взрослых, что обусловлено их половой принадлежностью.

Игровая деятельность мальчиков и девочек пятого года жизни имеет свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в игровых умениях (сюжетосложении, распределении ролей, ролевом взаимодействии), в игровом творчестве. Эти особенности являются как традиционными, так и новыми, современными. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет играют только с детьми своего пола.

Современные особенности: игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, кино); игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых.

Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков – на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.

Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет педагогам воспитывать развитие гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и в обществе. Поэтому педагог должен сопровождать игровую деятельность мальчиков и девочек: использовать прямые и косвенные приемы ее руководства, осуществлять педагогическую поддержку мальчика и девочки как субъекта социальных отношений в игровой деятельности, создавать специальные условия для развития гендерных взаимоотношений детей [3, c. 25].

Можно сделать вывод, поскольку ведущим видом деятельности детей является игра, то сюжетно-ролевые игры становятся главным в формировании гендерных взаимоотношений и моделей поведения детей.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 62-76.
  2. Мчелидзе, Н.Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада / Н.Б. Мчелидзе // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, 1966. – С. 151-164.
  3. Татаринцева, Н.Е. Игра- как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям / Н.Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 4. – С. 43–50

 

Скачать (PDF, 1.91MB)

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь