ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Черных Надежда Ивановна
музыкальный руководитель
Сабынина Светлана Михайловна
Давыдова Анастасия Романовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

Удивителен феномен игры… В разных формах игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития – от древности до современности.
В культуре русского народа традиционно посредством игры происходило воспитание детей, формирование их характера, воли, нравственных чувств. Народные игры, помогают ребенку освоить опыт человеческой деятельности, у детей формируются практические умения первых коллективных взаимодействий, складывается образ мужественности и женственности.

 «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальной на сегодняшний день. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, традиционных представлений о семье. Перед педагогами встала задача – возможно ли воспитать мальчиков и девочек так, чтобы они поняли и приняли свои роли еще в детстве?

Мы обратились к гениальному опыту воспитания ребенка в народной педагогике, накопленному, отточенному и проверенному на протяжении многих веков. Издавна в русских семейных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

Многие народные детские игры имитируют занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Например, в игре «Кострома» дети знакомятся с женской домашней работой, с ролью женщины в семье.
По считалке выбирают «Кострому». Остальные ходят кругом и поют:
Кострома, Кострома, чи ты дома, чи нема?
Стук-бряк в ворота: Костромушка дома!
Потом кто-нибудь из круга обращается к «Костроме»:
– Здорово, Кострома!
– Здорово.
– Что дома поделываешь?
– Кашу варю.
«Кострома» показывает, как она это делает. Хоровод запевает песню и, двигаясь под песню, повторяет движения «Костромы»: все «варят кашу». Когда песня кончается, кто-нибудь другой из круга снова спрашивает: «Кострому», что она дома поделывает. «Кострома» называет домашние дела и показывает, как она стирает, моет посуду, играет на разных инструментах, месит тесто, метет пол, нянчит ребенка… здесь все зависит от фантазии водящего. В конце концов, усыпив бдительность играющих, Кострома на очередной вопрос: «Что ты дома поделываешь?», неожиданно отвечает: – Вас ловлю! – и бросается всех ловить. Кого поймает, тот становится «Костромой» и все повторяется сначала.

«Дедушка Мазай»
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т.п.).
Дети подходят к дедушке Мазаю и произносят:
Здравствуй, Дедушка Мазай,
Из коробки вылезай,
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем.

Рекламное сообщение  

После этих слов все изображают работу, о которой договорились. Если дедушку Мазай отгадает, дети разбегаются, он их ловит. Кого первого поймает, тот становится дедушкой Мазаем, игра повторяется. Если не отгадает, ему показывают другую работу.
В игре могут быть исполнены другие песенки:
«У дедушки Трифона было семеро детей,
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Они пили, они ели,
Друг на друга все глядели –
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Разом делали вот так».

Игры с каждым разом обогащаются новым содержанием, в зависимости от творчества и фантазии детей, вызывают у них положительные эмоции, желание учувствовать в общих действиях, подсказанных текстом.

Другие фольклорные игры построены на противопоставлении женского и мужского начала, что внешне выражается в пространственно-композиционной организации игры. Так, игры типа «Бояре-княгини», «А мы просо сеяли», «Цепи-цепи кованы» начинаются с выстраивания друг напротив друга мальчиков и девочек в линию.

Например, игра «Бояре».
Играющие делятся на две равные команды (мальчики и девочки). Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли!
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)
Молодые, нам вот эта мила!
После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбега прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую.

Мальчики играли в игры иного характера, они воспитывают в них такие необходимые мужские качества, как ум, силу, ловкость, смелость, выносливость, быстроту, упорство, волю к победе. В играх они называются «соколом», «орлом», «охотником», «зайцем», что определяет их пластику как более активную, резкую, наступательную.

Примером такой игры является «Бой петухов»
На земле чертится круг диаметром 3-4 м, выбираются по одному игроку – «петуху». Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает назад, руки кладет за спину. По сигналу «петухи», прыгают на одной ноге, и начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремится заставить своего противника встать на обе ноги. Победителем является тот, кто устоял на одной ноге в кругу.

Рассмотрим еще одну из игр для мальчиков «Перетягивание палки».
В перетягивании палки противники садятся друг против друга, ступнями упираются в доску упора, которая расположена по средней линии площадки. Руками захватывают палку, которая должна находиться параллельно над доской упора. По сигналу судьи соперники начинают тянуть палку. Победа присуждается, если спортсмен перетянул соперника, и палка осталась в его руках.

В текстах фольклорных игр девочек (девушек) они обычно определяются как: красивая (красная), приветливая (приветная), разумная. Называются «лебедушкой», «павой», «галкой», «уточкой», что определяет общую пластику движений как плавную, округлую, мягкую.

Одной из девичьих игр является «Заря-заряница»
Дети идут по кругу, взявшись за руки. «Заря» двигается по кругу в другом направлении, держа в руках синюю ленту.
Участники поют:
Заря-заряница, Солнцева сестрица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
На последних словах «Заря» останавливается и вытягивает ленту над сцепленными руками двух рядом стоящих детей, «разделяя» их, но не отпуская ленту. Они расцепляются и разворачиваются спиной друг к другу, чуть выйдя за периметр круга.
Участники хором командуют:
«Раз-два, не воронь, беги как огонь!»

Оба участника должны бежать в разные стороны по внешней стороне круга. Кто первый добежит до своего места и выхватит ленту, тот становится новой «Зарей», и игра повторяется.

Таким образом, русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а также являются одним из средств гендерного воспитания дошкольников.

 

Скачать (PDF, 1.87MB)

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь