ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Мортина Светлана Анатольевна
Кривошеева Татьяна Александровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 1. Развитие гуманного отношения к окружающей среде

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе принятых в обществе «социокультурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Вызывает тревогу тот факт, что в настоящее время средства массовой информации, особенно телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит вред неокрепшей психике ребенка.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно – нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.

материалы в печатный сборник 

         В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только тогда, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачу формирования у ребёнка милосердия, доброты, способности к состраданию [2, с. 53].

Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве [4, с. 70].

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо помочь ребенку обнаружить проблему или даже спровоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втянуть» детей в совместный проект, при этом не переусердствовав с опекой и помощью родителей. Руководителем проекта, несомненно, является взрослый. Он не только организатор детской продуктивной, исследовательской, деятельности, но и источник информации, эксперт.

         Хотим поделиться своим опытом реализации проекта на тему «Мы хотим жить в добром мире». В данном проекте, ориентированном на воспитание таких духовно-нравственных ценностей, как милосердие, любовь, внимание, чуткость, сострадание, мы выступали  в роли партнеров, помощников своих воспитанников.

I этап – целеполагание: выносим проблему на обсуждение детям. Почему в нашем мире так непросто прожить животным рядом с человеком? Почему добрые поступки стали редкостью? Как изменить ситуацию в лучшую сторону?

II этап работы над проектом представляет собой разработку плана действий по достижению цели. Совместно с детьми обсуждаем  проблему бездомности и ненужности животных, которые по сути своей являются домашними.  Являясь волонтерами и зная, что обществу не очень нравятся голодные и больные животные, нам проще донести до детей то, что такое отношение – это недостаток знания и культуры людей, а также их невежество. Сначала рассказываем, как страдают животные от жестокости человека, как мучаются от безответственного отношения, нелюбви и безразличия.  Проводим обсуждение, для того, чтобы выяснить, что детям уже известно.  Предлагаем рассмотреть фотографии жалких, лишенных крова, еды, любви и заботы животных. Затем рассматриваются фотографии этих же животных, но уже попавших под опеку добрых и отзывчивых людей. Воспитанники видят существенную разницу. Роль взрослого показать, насколько хрупок и нежен организм маленького животного, что ему требуется уход и забота.

Фиксируем ответы на большом листе ватмана, чтобы все могли их видеть. Для фиксации ответов используем условные символы, знакомые и доступные детям. Назовем это схематическое действие «Мыслительной картой». В центре ватмана рисуется силуэт животного. От него отходят стрелки. Стрелка – ответ на вопрос. Ответы рисуются силуэтами, символами. Затем следует второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы также фиксируем. Очень важно на этом этапе проявить терпение и уважение к точке зрения каждого ребенка. После всех высказываний логично спросить: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая, дети опираются на свой личный опыт, или обращаются за помощью в взрослым. Дети знают, что любую информацию также можно найти в интернете, в энциклопедии. Проведение опытов и экспериментов также способствуют поиску ответов на проблемные вопросы. Карточки-схемы сбора материала, которые размещены в наших группах,   помогают детям самостоятельно добывать информацию.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – практическая часть. Мы предоставили детям возможность что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.  В нашем проекте воспитанники самостоятельно разработали алгоритм действий, направленных на создание условий для комфортного проживания животных, лишенных крова и заботы. Для реализации поставленной цели была проведена следующая работа: определены места скопления бездомных животных (дворы, подвалы, приюты, пункты временного содержания животных и др.); совместно с детьми  составлен эскиз листовки, призывающий людей относиться к бездомным животным милосерднее: оставлять воду в жару, держать доступ в подъезд, подвал открытым в холодное время года, кормить и не обижать животных.

Такие мероприятия, как  просмотр презентаций и слайдов о  животных и птицах,  чтение произведений  Ушинского, Бианки рассматривание энциклопедий, проведение экскурсий способствовали формированию у дошкольников заботливого отношения к живым существам. С огромным желанием ребята вместе с родителями  принимали участие в  акциях «Накормим братьев наших меньших», «Покормите птиц зимой», «Им нужна ваша помощь». Традиционными в наших группах стали   фотовыставки «Добрые дела», где воспитатели, дети и родители помещают фотографии своих маленьких, но таких нужных добрых дел. Например:  работа по поиску хозяев найденным животным.

Небольшие акции превратились в постоянные. Так, совместно с детьми проведенная акция «Накормим братьев  наших меньших», продолжается уже год. Приятно осознавать, что дети стали проявлять не только заботу о животных, но и стали вежливее и внимательнее друг к другу.

Заключительный  IV этап   – презентация проекта. Презентации в наших группах проходит в различных формах: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок. Результатом данного проекта стал фотоотчет. Объемная фотопрезентация показала, с какой ответственностью подошли воспитанники к работе над проектом.

 Наш проект не зря называется «Мы хотим жить в добром мире». .Мы – взрослые  стали задумываться о том, почему же стало стыдно быть добрым, заботливым? Но почему не стыдно быть безразличным и безучастным к чужому горю? Хочется верить, что дети поняли смысл нашего общего проекта. Ведь главная его идея – быть добрым ко всему живому [5, с. 271].   Наш проект учит детей быть ответственными за свои поступки, за жизнь питомцев. Хочется верить, что после участия в совместном решении насущных проблем общества, дети не растеряют доброго отношения ко всему живому.

 Литература

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 2011. – 27с.
  2. 2.Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников / Л.Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. –  2010 №1.
  3. Хромых, В. И. Воспитание любви к животным / В. И. Хромых // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 268-274.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь