«Использование народных игр в качестве средств воспитания»

Кондрашева Юлия Викторовна
Прудских Эльвира Викторовна
Шорстова Валентина Фёдоровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция – 14.  Использование народных игр в качестве средства воспитания

название – «Использование народных игр в качестве средств воспитания»


Таю, таю, налетаю, Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу! Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.

К.Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека… Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство задача будущей педагогики».

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.

материалы в печатный сборник 

Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества. народная игра – это не только средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, но и уникальный феномен общечеловеческой культуры каждой эпохи. Это игра, которая выполняет разные функции, воспитательную, развивающую, познавательную, развлекательную и т.д.

Русская народная игра позволяет понять и знакомиться с нравственной культурой русского человека и общества, в котором живёт ребенок. В русских народных играх заключены такие нравственные качества, которыми должен владеть каждый ребенок: доброта, честность, справедливость, умение оказать помощь, бескорыстие и т.д. В этих играх они наблюдаются в словесных наставлениях, определенных движения персонажей, в традициях, правилах и т.д. Русские народные игры направлены на нравственное воспитание детей, учат моделировать эмоционально-нравственные ситуации из жизни русского народа, учат сноровке и физической выносливости, организованности и воспитанности, чуткости в отношениях и общении, правильному поведению в разных жизненных ситуациях.

Воспитательное средство русской народной игры заключается в том, что она знакомит старших дошкольников с традициями: трудовыми, семейными, праздничными, игровыми и т.д. Русские народные игры содержат разные прибаутки, считалки, шуточные песенки в которых содержится нравственный смысл. Игровые образы очень обаятельны, имеют свойства перевоплощаться.

Народная игра – игра реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Народная игра — это игра популярная и широко распространенная в определенный исторический момент развития общества, она отражает его характерные черты и претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических и национальных изменений. К принципам реализации народной игры относятся принципы добровольности, спонтанности, но при условии оговоренности.

Важнейшим условием эффективного проведения народных игр является учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Поведение дошкольника в игре зависит от уже имеющихся двигательных навыков и особенностей нервной системы. Важными критериями подбора народных игр являются общий уровень физического и умственного развития детей, их двигательные умения, состояние здоровье каждого ребёнка, а также время года, особенности режима, места проведения, интересы самих детей. Воспитателю следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в таком  случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В педагогическом процессе дошкольной организации народная игра активно используется педагогами.

Народные игры, игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствия требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. У дошкольников формируются такие качества личности как ответственность, честность, бескорыстие, вежливость, товарищеская взаимопомощь, чувство коллективизма, творческие способности. Также дети знакомятся с культурой народов.

Таким образом, народная игра является одним из важнейших средств формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь