ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
514

Лондарева Жанна Юрьевн
Корчагина Ольга Викторовна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 65 «Колосок»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция 18. Воспитание самостоятельности

название – ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие самостоятельности в детстве является ключевым фактором, требующим особого внимания и поддержки. Разные источники определяют понятие самостоятельности по-разному, однако в целом оно подразумевает активное и ответственное отношение к собственной деятельности, способность планировать и находить пути решения задач без внешней помощи, опираясь на собственный опыт и знания.

Наблюдения свидетельствуют о том, что многие подростки не обладают достаточной самостоятельностью. Часто родители осознают эту проблему только тогда, когда дети становятся старше. Однако процесс формирования самостоятельности должен начинаться с раннего детства и отличаться на каждом этапе развития.

Развитие самостоятельности можно начать уже с самого раннего возраста, когда ребенок начинает подражать взрослым. Самым первым шагом в этом направлении может быть дать малышу ложку, когда он уже начинает сидеть и пробует первые прикормы. Вначале он, конечно, не справится с этой задачей и будет пачкаться, но со временем научится, есть самостоятельно. Это станет для него первым опытом самостоятельности.

материалы в печатный сборник 

Важным этапом формирования самостоятельности у детей является умение убирать игрушки после игры. Сначала родители показывают, как это делать, затем просят ребенка помочь, а когда он запомнит, куда и как нужно складывать игрушки, ему доверяют уборку самостоятельно.

Далее следует определение зон ответственности для ребенка, где он может сам принимать решения. Например, он сам выбирает свитер, который наденет в садик, или сам планирует порядок домашних заданий. Его выбор может не всегда быть оптимальным, но если мы принимаем решения за ребенка и не даем ему возможность совершать ошибки, мы вкладываем в него пассивность и зависимость от других людей.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, поэтому рутинальные задачи по воспитанию самостоятельности можно превратить в веселые игры. Так ребенок освоит новые навыки и получит положительный опыт, что проще, чем просто давать ему скучные указания.

Мы должны помнить, что ребенок не всегда может выполнять задачи так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В таких ситуациях нам сложно оставаться терпеливыми, и мы часто сами совершаем нужное действие вместо ребенка. Однако, заботясь только о собственном комфорте и сохранении порядка, мы отнимаем у него возможность самостоятельного обучения. Потребность делать что-то самостоятельно угасает. Когда ребенок становится постарше, ему уже нравится, когда за него всё делают взрослые, и процесс развития самостоятельности затрудняется.

К моменту поступления в школу, ребенок должен обладать навыками самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены. Это включает умение пользоваться столовыми приборами, убирать посуду после еды, раздеваться и одеваться самостоятельно, ухаживать за собой и поддерживать порядок в своем окружении.

В младшем школьном возрасте основной акцент делается на учебную и трудовую деятельность. Домашние задания становятся первой областью ответственности для ребенка, где он самостоятельно решает поставленные задачи, учится контролировать время и развивать поисковую активность. С первых дней школьных занятий родители должны объяснить ребенку, что уроки являются одним из самых серьезных дел, подобно взрослой работе, и что хорошо подготовленные уроки имеют высокую важность.

В младшем школьном возрасте мы также не должны забывать о влиянии трудовой деятельности на развитие самостоятельности. Она способствует формированию у ребенка навыков планирования, организации и ответственности.

Таким образом, формирование самостоятельности у детей – задача, требующая постоянного внимания и поддержки. Начинать этот процесс следует с раннего детства, на каждом этапе развития учитывая особенности и возможности ребенка. Развивая самостоятельность, мы даем детям возможность стать независимыми, активными и ответственными личностями, готовыми к сложностям и вызовам жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь