Воспитание положительного отношения к труду у старших дошкольников

0
598

Баркова Лариса Павловна
Соколова Галина Викторовна,
воспитатели
Кучеренко Светлана Борисовна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 15. Трудовое воспитание

название – Воспитание положительного отношения к труду у старших дошкольников

Сущность термина «трудовое воспитание» наиболее точно раскрыл Б.Т. Лихачев: «процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирование добросовестного отношения к труду, развитие инициативы, творчества, стремление к достижению лучших результатов».

В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду, к своей Родине. За определенный период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость. Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно‐бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам и родителям по дому.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, большинство воспитателей учат детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки. Не следует забывать, что распределять труд нужно по силам ребенка и не надо перегружать его. Потому что в следующий раз, ребенок будет уклоняться от порученных ему дел. К сожалению, не все воспитанники участвуют в труде. На любое предложение воспитателя что‐то сделать они отвечают: «Не хочется», «Не могу», «Очень устал». Таких детей нужно заинтересовать через игровую деятельность.

материалы в печатный сборник 

Дав задания, воспитатель порой сам не замечает, что заставляет выполнять работу, тем самым подчиняя себе. Поэтому трудовая деятельность детей проходит механически, без какого-либо интереса и желания. С другой стороны, тоже плохо, если воспитатель диктует им, что нужно делать, начинает вмешиваться, тем самым не дает ребенку самому проявить активность и самостоятельность. Тогда дошкольники привыкают работать лишь только по указанию взрослого. Дети быстро привыкают работать только по указанию. Как бы не рассказывал педагог или воспитатель о труде, ребенок не почувствует и не поймет, что такое труд пока не ощутит это на себе и не попробует сам. Воспитатели должны правильно и справедливо давать оценки труду ребенка. Не захваливать и не принижать, это может привести к большим упущениям. У одних появляется завышенная самоуверенность, а у других неуверенность в себе. И тогда интерес к любой трудовой деятельности будет потерян. Воспитанию положительных черт личности способствуют: добрая помощь, добрый совет и поддержка даже самых маленьких успехов. Знание семейного воспитания сегодня является важным условием в нынешнем трудовом воспитании. Как организована трудовая деятельность в семье, воспитатели обязаны знать хорошо, а если требуется, оказывать необходимую помощь родителям. Необходимо знать и помнить, что в близком содружестве с семьей можно быстро и успешно решать задачу коммунистического воспитания детей на первой, дошкольной ступени. В теоретическом, а также в практическом воспитании дошкольников большое место занимает ознакомление их с различным трудом взрослых, именно это в значительной степени способствует формированию различных представлений о роли человеческого труда в жизни, воспитанию стремления всегда участвовать в труде. В некоторых семьях дети выполняют многие дела по хозяйству, помогают своим родителям, бабушкам, и дедушкам. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела, и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки.

Важно всем членам семьи, при выполнении всех этих дел быть примером. Не надо жаловаться на усталость, говорить о нежелании, что‐то делать. Пусть ребенок видит настроение и активность каждого, их желание, сноровку, умение все делать с готовностью. В семьях, где заложены традиции, приобщать к труду всех членов семейства, приведут к более хорошим результатам. Только благодаря стремлению к труду, человек достигает своих целей и становится личностью.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь