Божкова Светлана Владимировна
Старостина Анна Вячеславовна
Яшина Валентина Васильевна
Эверт Надежда Петровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
секция 17. Воспитание культуры поведения.
название – ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Цель – повысить уровень духовно- нравственного воспитания старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
- Содействовать становлению нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных мотивов и нравственного поведения старшего дошкольника.
- Формировать начальные представления о российской духовной традиции, включающие знания, понимание и принятие обучающимися ценностных основ православной культуры и отечественных культурных традиций.
- Разработать систему интегрированных видов совместной деятельности воспитателя и детей и итоговых мероприятий (развлечений, тематических вечеров, посиделок) по изучению исторического прошлого православных традиций русского народа с охватом основных направлений развития ребенка: познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-личностного.
- Создать условия для духовно-нравственного развития личности детей и передачи социального и художественного опыта от поколения к поколению, аккумулированного в музейных предметах и специально созданной развивающей предметно-пространственной среды (мини-музей «Русская изба»).
- Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в отношениях с близкими людьми в процессе детско- родительских праздников и досугов.
- Совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников по решению задач духовно-нравственного воспитания детей.
Система работы была выстроена на основе принципов программы Гладких Л.П. «Мир – прекрасное творение», которая предлагает новые ориентиры в духовно-нравственном воспитании детей. Исходя из теоретических обоснований программы, ее авторы определяют следующие компоненты воспитательной системы:
- содержательный компонент – овладение детьми доступных возрасту объѐмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционально-побудительный – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
- деятельностный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Нами были определены следующие ступени духовно-нравственного развития детей:
- «Я – личность. Мой дом, мой город»
- «Мир и тепло семейного очага»
- «Православные праздники»
- «Православные храмы, иконы»
- «Святые заступники земли Русской»
Основное содержание воспитательной системы составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах православных святых, явивших своей жизнью лучшие примеры в истории православной культуры, социально значимого поведения. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ ее применения личностью в определенных жизненных условиях. Дошкольникам надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода “доброты” как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла. Поэтому в работе по организации духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры и традиций прослеживается несколько направлений:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации).
- Воспитательно-оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео).
- Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов. Воспитательная система включает в себя следующие виды детской деятельности, способствующие удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:
Формы взаимодействия взрослого и детей.
- Игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей.
- Чтение и обсуждение художественной литературы авторов
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд-фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Благотворительные акции.
- Виртуальные путешествия.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).