ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

0
2064

Серых Елена Михайловна
Разгоняева Анжелика Александровна
Афанасьева Алёна Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС №15 «Дюймовочка»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

секция 1 Реализация регионального компонента через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»

название – ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущее граждане нашей страны и граждане мира». А.С. Макаренко

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников реализуется в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»., в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие».

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Приобщение любви к родному краю начинается с детства. Поэтому одной из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения, как и всех дошкольных учреждений, является патриотическое воспитание. Любовь к России, к ее культуре, к традициям начинается с малого – к любви нашей малой Родине.  У каждого человека есть своя малая Родина. Но чтобы дети полюбили свою страну, им необходимо привить любовь к тому месту, где они родились и живут. Дети в дошкольном возрасте могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому мы, педагоги, должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город.

материалы в печатный сборник 

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Ознакомление с родным краем в нашем дошкольном образовательном учреждении происходит постепенно, с учетом возраста детей. Так в младшей группе мы начинаем знакомить детей с нашей Родиной.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, мы многое им рассказываем. От того, как следует наш рассказ, зависит, воспринимают ли дети новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. Если приведенные в пособии рассказы по чему-либо не удовлетворяют нас, мы составляем свой рассказ, но при этом помним следующее:

  1. По ходу рассказа обязательно используем наглядный материал: фотографии, слайды, репродукции картин и др.
  2. Составляя рассказ, мы включаем в него вопросы к детям. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
  3. Язык рассказа должен быть очень простым. Мы не перегружаем рассказ сложными грамматическими конструкциями: так дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые и короткие.

Знакомя детей с родным городом и с родной страной, мы учитываем, что информация, должна вызывать в детях только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть: желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию мы разделили на несколько патриотических блоков:

  • – «Вместе дружная семья»
  • – «Детский сад»
  • – «Труд взрослых»
  • – «Родной город»
  • – «Родная страна».

В течении года расспрашиваем о всех членах семьи, дети приносят фотографии семьи, беседуем с детьми о всех членах семьи, прививаем любовь и уважение ко всем членам семьи.

Также знакомимся с детьми, с детским садом, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий – это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки. Обращаем внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада – воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Рассказываем о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.

Воспитание любви к родному городу – одна из главных задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома. В течение года мы дополняем патриотический уголок иллюстрациями самых главных достопримечательностей нашего города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседуем с детьми после праздников, обращаем их внимание на красиво украшенный город.

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Мы как воспитатели обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшения групп к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. Знакомим с иллюстрациями с изображением природы родной страны в разные времена года, рассматриваем их вместе с детьми, сообщаем детям название нашей страны и часто его повторяем.

Список литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Перспектива», 2008.
  • Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.
  • Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. – М., 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь