Инновационные технологии в организации коррекционно- образовательного процесса в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

0
1083

Ансимова Татьяна Владимировна
Потанина Наталья Анатольевна
учителя-логопеды
МБДОУ ДС №64 «Искорка»
Белгородская область, г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании.

Название – Инновационные технологии в организации коррекционно- образовательного процесса в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Проблема воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Коррекция речи ребенка в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ, как правило, длительный и трудоемкий процесс. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути коррекции речевых нарушений и обучения данной категории детей. В последнее время, на наш взгляд, перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, стали информационно-коммуникативные технологии. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети и т.д.) для работы с информацией. Как правило, у детей с тяжелыми речевыми нарушениями отмечается низкая познавательная активность, недостаточная устойчивость, переключение и распределение внимания, трудности включения в коррекционную деятельность, страдает продуктивность запоминания. Соответственно, учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Кроме того, применение компьютерных технологий способствует развитию психологической базы речи (восприятие, мышление, внимание), расширению кругозора, повышению работоспособности ребенка-логопата.

В коррекционно-образовательной деятельности целесообразно использовать такие средства информационно-коммуникативных технологий как: персональный компьютер, телевидение, сеть Интернет, фото- и видеокамеры, интерактивные доски, мультимедийный проектор и т.д.

В практической деятельности учителя-логопеда применяются различные формы информационно-коммуникативных технологий. Рассмотрим их более подробно.

материалы в печатный сборник 

Авторские мультимедийные презентации, созданные с помощью компьютерной программы PowerPoint, объединяющие звук, текст, видеоизображение, графическое изображение, анимацию, пожалуй, одна из самых популярных форм ИКТ. Авторами разработан ряд мультимедийных презентаций, направленных на коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, формирование слоговой структуры слов, фонематических процессов. Презентации разрабатываются с учетом индивидуальных и речевых особенностей детей, могут дополняться и видоизменяться. Такие презентации предлагаются родителям для закрепления речевых навыков в домашних условиях.

Логопедические компьютерные игры также достаточно популярная форма ИКТ в работе с детьми-логопатами.  на сегодняшний день современный рынок компьютерных игр наполнен продукцией разного качества. Есть полезные, интересные развивающие игры, а есть так называемые, «бродилки» и «стрелялки», прививающие детям жестокость. Подбирать компьютерные игры и программы следует так, чтобы они отвечали педагогическим и коррекционным требованиям, а также соответствовали возрасту детей. На сегодняшний день Институтом коррекционной педагогики РАО разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo», ««Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Новые средства развития письменной речи, основанные на применении информационных технологий», «Видимая речь», «Интерактивные речевые игры» и другие.

Аудиозаписи. В настоящее время существует большое количество аудиозаписей, которыми могут пользоваться не только педагоги, но и родители. Музыкальное сопровождение, шумы, фоновые звуки на аудиозаписи, интонация персонажей, дикция – все это формирует яркие образы в сознании и способствует усилению глубины восприятия книги. При прослушивании аудиофайлов на родном языке дети получают огромную пользу, ведь актеры, читающие детские аудиокниги, обладают правильной речью и хорошо поставленной дикцией. Целесообразно использовать аудиозаписи сказок, литературных произведений, аудиоспектакли с последующим пересказом (близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя).

Видеофильмы, мультфильмы оказывают большое влияние как на общее, так и на речевое развитие ребенка. Принцип отбора мультфильмов и видеофильмов в коррекционной работе связан с прохождением программного материала и соответствует изучаемым лексическим темам. В настоящее время существует множество познавательных фильмов и фильмов на основе литературных произведений для детей («Мир вокруг нас», «Энциклопедия Всезнайки», «Ребятам о зверятах» и др.). На наш взгляд, наиболее интересны с точки зрения коррекционного воздействия отечественные ленты советского периода, производства киностудий «Союзмультфильм» и «Экран», «Гуси-лебеди», «Мешок яблок», «38 попугаев», «Денискины рассказы», «Фантазеры», «Алешины сказки» и др.). Просмотр фильма может быть предложен для родителей в качестве  домашнего задания для закрепления лексического материала.

Особый интерес для детей представляют видео- и аудиофрагменты, созданные педагогами совместно с детьми, родителями.

Использование сети «Интернет» позволяет значительно расширить кругозор детей с помощью виртуальных экскурсий (например, экскурсия в мир животных, в библиотеку, на космодром и т.д. Также с помощью программы Skype есть возможность осуществлять виртуальную экскурсию на рабочее место родителей детей). Кроме того, есть возможность разнообразить коррекционную деятельность с помощью речевых онлайн-игр.

Следует отметить, что имеется ряд негативных последствий воздействия средств ИКТ на ребенка, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого- педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Поэтому необходимо не допускать бесконтрольного использования ИКТ ребенком в домашних условиях, а также соблюдать нормы СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

В заключение хочется сказать: новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению дефектов развития.

Литература

  1. Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиска / Т.К.Королевская // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47-55.
  2. Ковригина, Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста / Л.В. Ковригина // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3. – С. 57-59.
  3. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы  компьютеризации  обучения  /Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 1988. – 243 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь