Эрденко Маргарита Ивановна
Перцева Светлана Петровна
Маклакова Ирина Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольского городского округа
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
Секция – 15. Трудовое воспитание
«Воспитание любви к труду»
«Давайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А Сухомлинский
Первое трудовое воспитание ребёнка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают.
Важной задачей дошкольного учреждения является воспитание у ребёнка любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда. Приобщая детей к самостоятельному посильному труду, знакомя с работой взрослых происходит формирование нравственных основ личности ребёнка, волевых качеств.
Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с трудом опосредованно, читая художественную литературу, рассказывая истории о работе взрослых, просматривая фильмы или мультики.
Но одним из приоритетных приёмов приобщения детей к посильному «умному и доброму» труду является – игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
В игре осуществляются первые действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например полив комнатных растений, причёсывание кукол, ремонт книг и т.д. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку, закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку, сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т. д. В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать отличие работы от игры.
В нашем детском саду трудовая деятельность детей организуется как каждодневная в виде дежурств и как эпизодическая, возникающая в определенных сезонных условиях или для удовлетворения потребностей детей и взрослых (уборка участка после листопада, уход за цветником, поделка елочных игрушек и т. п.).
Особо следует выделить трудовую деятельность, возникающую по инициативе детей в свободное время, когда они занимаются любимыми делами (мастерят игрушки, ухаживают за животными, растениями и т. д.). Повседневный труд детей организуется как индивидуальный или коллективный и требует руководства со стороны воспитателя.
Таким образом, разные виды каждодневного труда детей обеспечивают
постоянное участие всех детей в трудовой деятельности, формирование умения трудиться, привычки к труду.
Систематическое включение трудовой деятельности ребёнка в процессе его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает самоценность периода дошкольного детства, а так же уровень подготовки к школе и, в конце концов к взрослой жизни.
В результате проведённой работы по трудовому воспитанию, у детей появляется потребность в самостоятельной деятельности, помощи взрослым, они уже могут заявить о своих намерениях и проявить свои желания и интересы.