ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
694

Старжинская Маргарита Анатольевна
Мишукова Светлана Васильевна
Бурсук Софья Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС №33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа.

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь строится здание человеческой личности.

Работа по развитию эмоций помогает понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволяет (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Методы развития
эмоциональной сферы: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, оздоровительные паузы, релаксация.                                                                                                                                          В конце дошкольного возраста ребёнок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Развивая эмоциональную сферу ребенка, мы обогащаем активный словарь словами, обозначающие эмоциональные состояния. В этом помогают герои сказок и мультфильмов. Беседуем о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

материалы в печатный сборник 

Называя эмоциональное состояние, точно определяем его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Объясняем ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
Организовали свою работу по развитию мира эмоций последовательно и системно. Начинали эту работу со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем. Рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Учим детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других. Для этого используем известный детям литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Развитие эмоционально — волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений. Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль в жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.

Примеры упражнений на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

«Театр»

Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.

Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.

 «Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку, это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

 «Дружба начинаемся с улыбки»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

  1. Кошелева А. Д.  Эмоциональное развитие дошкольника. Москва. 1985.
  2. Шипицына Л. В. «Азбука общения» Москва, 2003.
  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь