Старжинская Маргарита Анатольевна
Мишукова Светлана Васильевна
Бурсук Софья Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС №33 «Снежанка»
Старооскольского городского округа.
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция – 9. Педагогические инновации в дошкольном образовании
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь строится здание человеческой личности.
Работа по развитию эмоций помогает понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволяет (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Методы развития
эмоциональной сферы: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, оздоровительные паузы, релаксация. В конце дошкольного возраста ребёнок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Развивая эмоциональную сферу ребенка, мы обогащаем активный словарь словами, обозначающие эмоциональные состояния. В этом помогают герои сказок и мультфильмов. Беседуем о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.
Называя эмоциональное состояние, точно определяем его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. Объясняем ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
Организовали свою работу по развитию мира эмоций последовательно и системно. Начинали эту работу со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем. Рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Учим детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других. Для этого используем известный детям литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.
Развитие эмоционально — волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений. Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль в жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.
Примеры упражнений на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
«Театр»
Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.
Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.
«Секрет»
Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку, это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».
«Я лучше всех умею …»
Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.
Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.
«Дружба начинаемся с улыбки»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Москва. 1985.
- Шипицына Л. В. «Азбука общения» Москва, 2003.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.