Воспитание любви к родному краю в процессе образовательной деятельности

Васильева Светлана Юрьевна
Забородская Светлана Николаевна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 42 «Малинка»
г. Старый Оскол 

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

Родной край – как гордо это звучит!

Но как воспитать у ребенка  любовь к родному краю? Конечно, это длительный процесс, который возможен только при взаимодействии с родителями воспитанников. Потому что воспитание любви к родному краю включает в себя: любовь к семье и городу, к природе и культуре своего края, а также уважение к труду взрослых, защитникам  Родины и традициям края. Все это необходимо закладывать в детях в дошкольном возрасте, когда происходит формирование личности.

Как известно, занятия, орудия труда, жилище, верования, народная художественная культура Белгородчины имеют давнюю историю. Изучение феномена традиционной культуры требует обращения к истокам его формирования, выяснения общих закономерностей складывания целостной этнографической зоны края и специфики ее главных региональных очагов – Белгородско-Курского, Белгородско-Воронежского и Белгородско-Оскольского. Выделение в единой культуре края трех частей основывается на этно-исторических и природно-климатических особенностях, социально-бытовом и хозяйственном укладах жизни населения.

Так вот именно специфика каждой из трех составляющих придает культуре Белгородчины целостность и многогранность. Сейчас есть множество программ, по которым ведется работа по воспитанию к родному краю в дошкольных учреждениях, согласно которым дети получают знания, умения и навыки. Но гораздо важнее формировать в каждом ребенке патриотические чувства, доброе отношение к природе, а также развивать интерес к истории родного края.

В детском саду ведется целенаправленная работа с детьми и их родителями по применению краеведческого материала, что позволяет достижению поставленных задач. Поэтому создаются необходимые условия для привития чувства любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста посредством включения программы краеведения в образовательной деятельности. Все это ведется в системе взаимодействия «Педагог – ребенок- родитель», что позволяет развитию чувства патриотизма. Всегда огромную роль играло устное народное творчество. Обрядность была средоточием художественного творчества народа (песни, пляски, игры). В художественной форме народ передавал исторические предания, такие как русские былины и лирические переживания (песни, причитания, заклинания, бытовые сказки), а еще юмор (потешки, прибаутки, небылицы, пословицы и поговорки).

Рекламное сообщение

Наша областная певческая традиция всегда славилась жанровым разнообразием – это эпические песни и баллады, частушки, детский фольклор, а также современные песни. Особенно широко представлены в нашем крае песни, связанные со старинными обрядами, земледельческими и семейными праздниками. В этой работе очень важно подобрать краеведческий материал, чтобы использовать его не только в образовательной деятельности, но и режимных моментах, а также самостоятельной деятельности. Не стоит забывать и о развивающей среде, которая играет немаловажную роль в формировании чувства любви к своей малой родине.

В нашей группе в уголке краеведения дети могут самостоятельно рассматривать альбомы, картинки, папки – передвижки, которые передают историю нашего Оскольского края. В образовательной деятельности ребята познакомились с картой и символами нашего края, а также с символами России. Узнали о древнейших жителях Белгородчины, о Белгородских народных костюмах, о Храмах Старого Оскола и других достопримечательностях нашего города.

Также с детьми старшего дошкольного возраста  проводится много тематических праздников и развлечений, где дети поют песни и потешки, читают стихотворения, а также играют в народные игры. Из презентаций дошкольники узнают о людях, прославивших наш родной край, о ветеранах войны, знаменитых художниках, спортсменах и других героях. Для того чтобы у детей сформировать чувство патриотизма, основанное на духовных ценностях, необходимо проводить систематическую работу по изучению родного края, используя разнообразные средства совместными усилиями семьи и детского сада.

 Список литературы

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М.:УЦ «Перспектива»,2011.
  2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
  4. С любовью к России. – М.: Издательский дом Воспитание дошкольника, 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь