СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ, К РОДНОМУ КРАЮ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Голубева Ирина Станиславовна
старший воспитатель
МБДОУ д/с №31
г.о.Кинешма

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»  Д.С. Лихачев

Моя работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского языка. Она основана на формировании чувства причастности детей к наследию прошлого. Я знакомлю детей с истоками народной культуры с традициями народа, его жизнью.

Изучаем устное народное творчество, песенное творчество, изучаем многообразие старинных музыкальных инструментов, плясок, хороводов.
Рассматриваем быт русского народа, одежду, которую носили наши предки. Одним из самых ярких результатов  работы являются народные праздники, где дети, родители и педагоги показывают все то, что узнали в ходе занятий.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Дети должны знать, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.

Предварительная работа необходима при:

  • – разучивании русских народных хороводов, песен, рождественных колядок, весенних закличек;
  • – разучивании с детьми плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений;
  • – знакомстве детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, русскими народными костюмами;
  • – проведении календарных и фольклорных праздников: «Осенины», «Праздник урожая», «Колядки», «Масленица», «Яблочный спас» и другие.
материалы в печатный сборник 

Используется оборудование: русские народные костюмы, народные музыкальные инструменты – ложки, трещётки. Оформление зала в русском народном стиле: русская печь, изба, русская домашняя утварь, русские народные платки, самовар и т.д.

Реальными показателями экспериментальной работы будут являться:

  • повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;
  • повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;
  • разработка, внедрение и распространение технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества;
  • повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

Для реализации целей необходимо создание развивающей среды.

В детском саду имеется Мини – музей

Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.

Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство  не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, поэтому этой работе в ДОУ уделяется большое внимание.

  • В работе применяю разнообразные методы и приемы:
  • показ иллюстраций, игрушек,
  • использование музыкально-дидактических игр,
  • имеется большая база детских музыкальных инструментов.
  • Занимаемся устным народным творчеством.
  • В центре краеведения показываю детям предметы быта.
  • Показывая детскую люльку, разучиваем колыбельные песни.

В старшем дошкольном возрасте я с детьми провожу беседы на следующие темы – «Родные звуки», «Что ты слышишь?», «В этом мире все поет». Развивая воображение и образное мышление, дети активно участвуют в играх «Найди похожий звук», «Повтори, что слышишь ты». Для развития чувства ритма я провожу игры: «Следы зверей», «Повтори ритм», «Волшебные палочки» и др.

Одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками являются пальчиковые игры, которые я также использую во время непосредственно образовательной деятельности с детьми. Пальчиковые игры – хорошие помощники и для того, чтобы развить координацию движений. В работе я использую следующие пальчиковые игры: «Где мой пальчик», «Строим домик», «Семья», «Здравствуй солнце золотое», и др.

Заключение

Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь