Бойченко Ксения Викторовна
тьютор
Жаркова Ольга Ивановна
воспитатель
МБДОУ ДС №67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол Белгородской области
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»
секция 7. Воспитание интереса к изобразительному искусству.
название – Воспитание интереса к изобразительному искусству дошкольников и детей с РАС
Способность познавать что-то новое, осваивать навыки и умения у детей в раннем и среднем возрасте практически неограниченна. Детские “почему” и “что такое” были предметами многократного исследования, в ходе которого всегда приходилось констатировать большую мощь и напряжение познавательной деятельности ребёнка.
При развитии интереса важно не только изучение, но также коррекция отдельных сторон его развития, сравнение стратегии, формирования мотивации в исследованиях и воспитании.
Изобразительная деятельность классифицируется по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам:
- Скульптура
- Живопись
- Декоративно-Прикладное Искусство
- Лепка
- Аппликация
- Конструирование
Изобразительная деятельность – это необходимость научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить красоту родной природы. Элементы изо: рисование аппликация, лепка.
В младшей группе (3 – 4 года) ребенок воспринимает цвета, цветовые отношения и их влияние на настроение. Ребенок изучает не столько сюжет рисунка или его воздействие на чувства окружающих; он постигает значение цветовых отношений для изменения окружающего мира с помощью краски. Дети узнают о возможности значительно расширить мир красок от просветленно – нежного до мрачновато-грустного тона.
В средней группе ( 4 – 5 лет ) дошкольного учреждения эмоции формируются на основе умения различать эмоциональное состояние через мимику, жесты и т. д. Это проявляется в рисовании, ребенок изучает линии, их пластичность и выразительность, важно уловить момент появления этого интереса у ребенка и развить его до уровня графического образа.
На занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к жизни, нравственность. Занятия художественной деятельностью способствуют формированию в детях положительных эмоций от работы с художественным материалом, результатом которой является выразительный образ, формируются навыки взаимодействия со сверстниками; развиваются умения работать вместе с товарищами. У детей с РАС дела обстоят чуть труднее, так как у ребёнка не развит социальный навык, со сверстниками он контактировать не настроен. Дети РАС дошкольного возраста большее внимание обращают на цвет, чем ярче, тем лучше. У детей хорошо развито тактильное ощущение, за счёт чего держать кисть в руке им очень нравится.
В нашей группе дети с РАС разного возраста от 3 до 5 лет, для кого-то изобразительное искусство интересно, а кто-то полагается исключительно на тактильные ощущения.
Что же может заинтересовать ребёнка и привить ему любовь к творчеству? Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварельная пастель или уголь, ватный диск с нанесенным на него грифелем, а также восковые свечки для изучения свойств художественных материалов. Здесь можно экспериментировать над цветом, его свойствами, пробовать новые техники и материалы в поисках новых красок и техник, открывать неизведанное!
Для ребёнка с РАС особо интересно трогать что-то новое, открывать для себя новые ощущения, поэтому можно попробовать технику рисования пальчиками, оставлять отпечатки ладошек на бумаге, главное не останавливать ребёнка и дать ему полностью насладиться процессом.
Мы думаем, получив новый материал, ребенок рисует. А может, экспериментирует сначала? Что если посмотреть на эти вещи с точки зрения экспериментирования? И мы увидим, как ребенок восторженными глазами следит за движениями краски – как и куда она потечёт, замечая, что двух абсолютно одинаковых клякс не бывает, крутит лист бумаги, пытаясь разглядеть знакомые образы – на что же больше похожа эта клякса или другая.
Вторым из условий формирования интереса является использование игровых приемов обучения на занятиях по изобразительной деятельности.
Игра в дошкольном детстве является любимым видом деятельности детей: В игре ребенок смел, раскрепощен. он переживает события так или иначе связанные с воображаемой ситуацией ( ситуация “как будто”). Здесь дети совершают свои первые творческие действия и делают их более ценными для педагога по изобразительной работе.
Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может летать, садиться на деревья и т. п. Нарисовал малыш дорожку – по ней будут ходить животные или люди, а способы выполнения этих действий могут быть различными: например способ изображения – плоскостной; при этом дети выполняют разные действия с этим предметом.
Третьим условием формирования интереса является использование традиционных и не традиционных способов и приемов изобразительной деятельности.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работе с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Детям с РАС сложно придумать что-то своё, по этому воспитатель предлагает им трафарет и рисунок который можно раскрасить, не редко у детей не получается, но воспитатель не должен останавливаться на этом, навыки ребёнка совершенствуются в зависимости от частоты занятий.
По своему опыту знаю что с детьми с РАС не легко, но многие из них очень быстро учатся, а некоторые даже сами заходя в группу тянутся к краскам или карандашам, главное не оставлять рвение ребёнка незамеченным.
От себя могу посоветовать несколько нетрадиционных техник рисования, которые будут интересны ребёнку:
- Рисование свечой – очень интересное и трудоемкое рисование, но требует особой внимательности, поэтому при рисовании свечей рисунок плохо виден, поэтому необходимо аккуратно продумать сюжет и форму предмета, чтобы никаких лишних рисунков не было. Затем нарисуют фон и красками.
- Рисование от пятна. Разлить тушь на листе, затем дуть в трубочку или веткой дерева, рисуя кусты, деревья, ветки и т. д.
- Рисование губкой – смочить часть губки и обмакнуть ее в краску, чуть отжать и осторожно легко прикладывать к бумаге (трава, кусты, листья деревьев).
Все эти способы были использованы в работе с детьми, по этому я могу утверждать что многим детям нравится пробовать что-то новое. В группе дети с РАС предпочитают рисование от пятна, это не сложно и доступно для ребёнка.
Главное помнить что ребёнку нравится познавать что-то новое. Самая важная задача педагога – предоставить условия и инвентарь и не ограничивать ребёнка в выборе цвета и способа рисования.