ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пименова Юлия Николаевна
Стрельникова Юлия Владимировна
Чечулина Марина Владимировна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский ДС «Яблочко»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное саморазвитие педагога»

Секция 2. Экологическое воспитание в дидактических играх

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологические проблемы современного мира оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологической грамотности и культуры у всех людей, начиная с раннего дошкольного возраста. Приобщая ребёнка к природе, мы способствуем воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребёнка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, доброжелательность. В решении данной задачи важная роль принадлежит воспитанию любви к природе. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы – основы выживания человека и сохранения природной среды. Наша задача (родителей и педагогов) вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом.  Ведь все те, кто приносит вред природе, когда – то тоже были детьми.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла в младшей группе детского сада помогает активизировать деятельность ребёнка, развивать познавательную активность, наблюдательность, поддерживать интерес к изучаемому материалу, развивать творческое воображение, образное мышление, снять утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребёнка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребёнка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя.

В педагогике существует несколько классификаций дидактических игр. Бондаренко А.  указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольные печатные игры;
  • словесные игры.
Рекламное сообщение     

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. В нашей группе настольно-печатные игры делятся по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Среди дидактических игр для младших дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагаю игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также мы проводим игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очерёдности хода.

Распространённые настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Условно словесные игры делят на 4 группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Когда это бывает?», «Где был Петя?» Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Угадай, что где растёт?» Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

Таким образом, дидактическая игра- эффективное средство воспитания любви к природе у детей младшего дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста, и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь