ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Божкова Лариса Николаевна
Пяткова Ольга Михайловна
музыкальные руководители
Яновская Надежда Дмитриевна
инструктор по физической культуре

Материал принимает участие в Всероссийском практико-ориентированном семинаре «Региональный компонент в ДОУ. Привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине»

3 секция – Реализация регионального компонента через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

название – ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Региональный компонент – это изучение культурных особенностей, где воспитывается дошкольник, приобщение детей с раннего детства к национальной и мировой культуре. В общих чертах региональный компонент предполагает формирование духовно- нравственных ориентаций детей, воспитание патриотов своей страны, любящих свою Родину.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос человек, гордость за исторические свершения своего народа.

Патриотизм – это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас – с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Рекламное сообщение     

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Музыка является составным компонентом всестороннего развития личности, обогащая духовный мир ребенка, формируя его патриотические чувства.

  Музыкальные праздники и развлечения, направленные на развитие патриотических чувств, поддерживают у ребенка интерес и любовь к родному краю, родной культуре, родной речи,  любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Основная цель праздника в ДОУ – формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

В основе каждого праздника, развлечения, направленного на формирование патриотических чувств, лежит патриотическая идея, которая проходит через все содержание праздника и должна быть донесена до каждого ребенка, раскрыта на доступном детям художественном материале. Этому способствует прежде всего тщательный подбор репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы.

Для их закрепления проводятся соответствующие праздники, например, «Знатоки Российской символики», «День Российского флага», «Люби свою Родину», посвящённый «Дню России». Целью таких праздников является знакомство и закрепление знаний о значении цветов флага и герба, воспитание чувства уважения к флагу, гербу, гимну, закрепление знаний о государственной символике. Такие праздники воспитывают у детей гордость за свою страну, формируют простейшие географические знания о своем крае и прививают познавательный интерес к истории своей Родины.

В формировании патриотических чувств у дошкольников важно прививать детям такие  понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и здесь огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, примеры их фронтовых и трудовых подвигов). Такие праздники как «5 февраля – День освобождения Старого Оскола», «Будем в армии служить, будем Родину любить», посвященному Дню Защитника Отечества, «День Победы», «22 июня – День памяти начала Великой Отечественной войны» проводятся каждый год. При подготовке к этим мероприятиям, педагоги знакомят детей с Великой Отечественной войной, подвигом советских солдат и мирных жителей в годы войны. Музыкальные впечатления формируются на произведениях и песнях того времени, и о тех временах.

Дети очень любят тему «Защитников Отечества», особенно мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины, а исполнение танцевальных композиций, передающих смелый образ солдата, вызывает настоящий восторг и гордость у ребят (танец «Десантники», «Граница»).

Патриотизм органически связан с осознанием исторического бытия народа, ибо Родина – это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. В народной музыке заключаются большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия. Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организуются народные праздники. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать для проведения праздника наиболее яркие его образцы. Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

В нашем детском саду очень часто проводятся развлечения и музыкально- спортивные праздники в народном стиле такие как: «Девичья коса, русская краса», «Праздник русского платка», «Капустные вечёрки», «Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько», «Праздник Светлой Пасхи» и др. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года, дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать как во время прогулки, так и в музыкальном, и в спортивнов зале.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление выразить свои чувства в песне, в танцевальной деятельности. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время, знакомятся с русскими народными традициями и обычаями Старооскольского края, Белгородчины, чем славится старооскольская земля – достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Учитывая региональный компонент при подготовке праздников, посвященных «Дню металлурга», «Дню рождения города Старого Оскола» – детям предлагаются песни и стихи старооскольских композиторов и поэтов, которые пишут песни о своей Родине, крае, городе. Детские композиторы С. Путинцева и О.Захарова, которые любят наш город, посвятили ему свои песни: «Цветущий Оскол», «Мы вырастем большими», «Металлурги», «Какой красивый город Старый Оскол». Дошкольникам приносит большую радость не только исполнять песни о своем городе, но и выполнять танцевальные композиции, праздничные перестроения под эти песни («Танец «Металлурги»», «Огонь и сталь»).

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности народа родного края, государства, своей страны. Сохранить человеческое в наших детях, заложить основы патриотизма посредством музыкальных праздников и развлечений, которые сделают дошкольников более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи формирования патриотических чувств у дошкольников.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь