ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ  И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цветкова Светлана Владимировна
Хаустова Анастасия Раймондовна
Семерез Юлия Николаевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 12 «Ёлочка»
Старооскольского городского округа

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

В Концепции дошкольного воспитания о значении дошкольного детства в становлении личности сказано: «Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, это те качества и свойства, которые делают его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков».

Межнациональные отношения, вопросы самоопределения наций являются актуальными проблемами современности. Сложность и противоречивость перемен, происходящих в стране, ставит задачу формирования духовной личности, способной поступать нравственно в тех или иных ситуациях. Это возможно при условии обращения к идеям народной педагогики, принципу регионализации образования.

Это основание даёт возможность полагать, что именно в детском саду, начиная с раннего возраста постепенно, систематично, доступно, методами игры и наглядности следует приобщать малышей к общечеловеческим ценностям, составляющие базис личностной культуры. Через обычаи, традиции, устную педагогическую мудрость народа ребёнок начинает усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этические понятия.

Педагогически осмысленное приобщение дошкольников к национальной культуре, включение народных традиций в процесс нравственного воспитания, также соблюдение преемственности в содержании, методах, формах воспитания способствует расширению знаний и представлений об общечеловеческих этических ценностях и развитию национального сознания. Психологи и педагоги утверждают, что наше общество подстерегает большая опасность — смещение нравственных ориентиров у подрастающего поколения в негативную сторону. У детей искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме. Для современного общества характерны резкие социальные и духовные изменения в жизни, особую активность приобретает проблема взаимоотношений между людьми, для решения которой необходимо создать условия формирования толерантного поведения. У дошкольников проявляется эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Рекламное сообщение

Утрачивается поддержание этнокультурных традиций. Современный культурный человек — это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно сформировать у подрастающего поколение умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и традиции такими, какие они есть.

Именно поэтому приобщать детей к человеческим ценностям необходимо с дошкольного возраста. С раннего возраста закладывается гуманное отношение к людям, природе, к окружающей действительности. Поэтому важно, чтобы социальный опыт ребёнка пополнялся множеством положительных поступков со стороны взрослых людей (родителей, педагогов, окружающих.). В детском саду организуются ситуации, в которых воспитанник упражняется в положительном поведении. На занятиях и совместной деятельности используются любимые игрушки детей, что позволяет снизить степень тревожности, агрессии раздражительности в период адаптации ребёнка в детском саду.

Во время знакомства детей с куклой, мы вместе её «кормим, угощаем, чаем, умываем, одеваем» на прогулку и т. д. — у детей не только формируются культурно-гигиенические навыки, но и навыки самообслуживания обогащается словарный запас, закладываются основы толерантного повеления. Закрепляются навыки доброжелательности, воспитанники учатся здороваться, прощаться, выражать свою просьбу, употребляя слова «пожалуйста, спасибо» Организация педагогических ситуаций при помощи персонажей, которые являются примером положительных поступков, позволяет решить воспитательные задачи формирование гуманного отношения к людям, воспитание отзывчивости и взаимопомощи, сопереживание, сочувствие. Постепенно у них проявляются попытки оказывать друг другу помощь не только в самообслуживании, но и в совместных играх, на занятиях, в быту. Дети охотно вступают в рассуждения по поводу социальных норм поведения.

Много внимания обращаем на общепринятые эталонные ценности: честность, доброту, дружбу. Одной из важнейших задач патриотического воспитания является воспитание любви к Родине, родному краю. Чувства патриотизма воспитываются через приобщение к регионально-значимым этнокультурным ценностям.

Поставив цель углубленного ознакомления воспитанников с Белгородской областью с учётом национально-регионального компонента, разработан перспективный план для младшей и подготовительной групп. В тематике регионального содержания большое внимание уделяется использованию устного народного творчества, народным играм, музыке, танцам, декоративно-прикладному искусству, ознакомлению воспитанников с природой родного края, прошлому и настоящему Белгородчины, обычаями, традициями, культурой белгородского народа.

Знакомим дошкольников с фольклором разных стран. Детям очень нравится играть в старинные игры разных народов, слушать песни, сказки пословицы и поговорки. Через народное творчество ребёнок познаёт «добро» и «зло». Ребёнок учится противостоять плохому, защищать слабых, проявлять заботу, бережно относиться к природе. Накопленные знания детей используем в беседах, на занятиях, развлечениях. Цикл занятий по теме «Белгородчина — мой край родной» включает в себя знакомство с картой, гербом, флагом Белгородской области, её столицей, легендами о происхождении города Белгорода, прошлым и настоящим. Так же с городами, реками, растительным и животным миром, богатствами недр нашей малой Родины. Через поисковую деятельность (эксперименты, опыты) узнают о полезных ископаемых.

В старшем возрасте дети узнают о жизни ушедших поколений, знакомятся с русскими традициями. Дошкольники узнают о жилище белгородского народа — русской избе, о самобытности одежды. О необычном древнем интерьере избы, её убранстве. В группе создан центр «Моя Белгородчина», где нами собрано большое количество разного материала, к которому воспитанники имеют свободный доступ, используют его в игровой деятельности.

С большим интересом дошкольники знакомятся с государственной символикой разных стран, картой мира, республиками, городами. Знания подкрепляются пословицами, поговорками о предназначении жизни человека на Земле. Ежегодно в детском саду проводится праздник «Масленица», где дошкольники играют в народные игры, воссоздавая своеобразие жизни народа, рассказывают стихи, поют песни, танцуют танцы.

Совместно с педагогами ДОУ оформляются выставки детских рисунков, поделок, которые дети выполняли вместе с родителями. Это способствует развитию основ планетарного мышления, ребёнок осознаёт, что все народы, живущие на Земле, обладают равенством, человека украшают полезные дела, имеющие значимость для всего человечества.

На примере героических будней людей, во время Великой Отечественной войны и в мирное время, подводим к мысли о том, что человек оценивается поступками, которые он совершил на благо своего народа. Сущность патриотического воспитания состоит в том, что ребёнок, приобщаясь к своей национальной культуре, проявляет уважение ко всем народам, к людям разных национальностей.

У каждого народа есть своя культура, свои традиционные особенности, но, несмотря на различия, всех людей объединяют общечеловеческие ценности. В характере людей разных национальностей есть много общего. Эти примеры помогают развивать у дошкольников толерантное мышление — постоянство уважительного и терпимого отношения к людям, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста личности и поведенческого своеобразия.

Обширная работа ведётся с родителями наших воспитанников. Для формирования полноценной личности необходима систематическая, взаимосвязанная работа во всех видах деятельности на основе поликультурного образования. Наша задача состоит в том, чтобы научить подрастающее поколение вмещать красоту жизни, научить слышать созвучие в музыке и стихах, и получать радость. Эти знания никогда не будут утеряны, и останутся на всю жизнь. Результаты нравственного воспитания не можем увидеть сиюминутно, но уверены, что каждая крупица постепенно растёт. С возрастом оно перерастает в любовь к своему городу, селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится крепкой любовью к своему народу. Осуществляя связь поколений, мы должны очень бережно относиться к окружающему нас миру, уважать его законы, жить с ним в полном согласии и учить этому наших детей.

Список литературы:

  1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016 -112с.
  2. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства: программы и методические рекомендации/под редакцией О.Ф, Горбуновой Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. — Абакан ООО «Кооператив «Журналист»,2011.-272 c.: ил. Сост. Лалетина С. И.
  3. Программа «Из поколения в поколение» для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания. — Абакан: Издательство ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «Роса», 2007.-64с.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь