«Расскажем детям о войне…»

Доклад из опыта работы

0
867

Ансимова Татьяна Владимировна
Потанина Наталья Анатольевна
учителя-логопеды
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол

 

Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Нравственно-патриотическое воспитание через произведения художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, посвященные Великой отечественной войне”

 

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд,  стоит достаточно остро. Мы наблюдаем попытки «переписать историю», обесценить достижения русского народа не только со стороны зарубежных политиков, но и в нашей стране. И если взрослый человек, уже имеющий определенный жизненный опыт, способен дать верную оценку происходящему, то дети и подростки зачастую лишены такой возможности. От нас, взрослых, зависит то, какими вырастут наши дети, на каких ценностях и идеалах они будут воспитывать своих детей.

Представления о человеке, стране, культуре   начинают формироваться  в дошкольном детстве. В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, где созданы условия для коррекционно-образовательной деятельности.  Группы посещают дети с речевыми нарушениями  различной формы, структуры дефекта и степени выраженности. У таких детей, как правило, кроме речевых нарушений, снижен познавательный интерес, недостаточно сформированы высшие психические функции. Представления детей об окружающем мире, семье, Родине обычно нечетки и мало дифференцированы. Поэтому воспитание патриотизма у детей с тяжелыми нарушениями речи – достаточно длительный и сложный процесс, в который должны быть вовлечены педагоги ДОУ и семьи воспитанников. Очевидно, что данная проблема касается и учителей-логопедов. Поэтому, наряду с коррекционными задачами, перед нами стоят и задачи нравственно-патриотического воспитания детей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

По нашему мнению, дошкольников необходимо посвящать в тему Великой Отечественной войны. Дети должны знать историю своей Родины, помнить о подвигах людей, благодаря которым мы сейчас живем.  Большую роль здесь играет ближайшее окружение ребенка – его семья. Наверное, нет ни одной семьи в нашей стране, которую не затронула бы война. К сожаления, остается все меньше свидетелей тех страшных событий, тех, кто мог бы из первых уст передать свои воспоминания подрастающему поколению.

материалы в печатный сборник 

Педагогами наших групп была собрана информация об участниках Великой Отечественной войны в семьях наших воспитанников. Совместно с родителями были проведены мероприятия, на которых дети вместе с родителями рассказывали о своих близких, переживших войну,  или так и не вернувшихся с поля боя. Можно отметить, что рассказы и детей, и родителей были очень эмоциональны, насыщены искренними переживаниями и гордостью за своих близких, защищавших Родину. Знакомство с историей своей семьи вызывает чувство сопереживания, бережного отношения к прошлому.

В группах были организованы тематические выставки, наглядно показывающие детям события тех лет, знакомящие с военными профессиями, боевой техникой.  Родители предоставляли нам материалы о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны: фотографии, памятные вещи.

Воспитатели и логопеды познакомили детей с местами боевой славы нашего города и подвигами его защитников, рассказали о памятниках, установленных в память о военных годах. Также необходимо было рассказать детям и о тружениках тыла – женщинах, стариках, детях, которые отдавали все силы ради победы над фашистскими захватчиками. Большой эмоциональный отклик у детей вызвали рассказы о детях-героях, защищавших свою страну ценой собственной жизни. Такие рассказы и беседы, на наш взгляд, дают возможность создания истинных образов героев, а не тех, которые пропагандируют современные мультфильмы и фильмы для детей.

Важный аспект в формировании представлений детей о Великой Отечественной войне – знакомство с произведениями художественной литературы, изобразительного искусства и музыкальными произведениями, рассказывающими о том тяжелом времени.

Произведения художественной литературы о Великой отечественной войне ценны тем, что несут огромный воспитательный потенциал: вызывают чувство гордости своим народом, своей страной, формируют образ настоящего героя – защитника Родины.  Это произведения С. Алексеева, Л. Кассиля, А. Митяева, А. Твардовского, А. Барто. Как правило, такие книги прекрасно проиллюстрированы, доступны для детского восприятия. Кроме того, нельзя обойти вниманием историю военных лет нашего края. Мы знакомим детей с такими произведениями белгородских поэтов, как М. Бурцев («Прохоровское поле»), В. Михалев («Поле славы») из сборника «Слово о бойце».

Несомненно, большую роль в нравственно – патриотическом воспитании играют музыкальные произведения. В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик благодаря музыкальным произведениям, посвящённым теме Великой Отечественной войны.  В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Это песни «Священная война» (музыка А.В. Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача), «В землянке» (музыка К. Листова, слова А. Суркова), «Алеша» (музыка Э. Колмановского, слова К. Ванштейкина), «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова) и многие другие известные произведения.

Произведения художественной литературы и музыкальные произведения  следует подбирать с учетом возраста детей. После прослушивания  необходимо проводить  беседу по содержанию произведения. Усилить впечатление от рассказа помогут фотографии военных лет,  репродукции картин.  Воспитанники наших групп – дети старшего дошкольного возраста, поэтому для их восприятия и осмысления вполне доступно знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященных Великой Отечественной войне. Педагоги групп знакомили детей с картинами известных художников: Н. Репин, «С Победой», Б. Махов, «Солдаты Сталинграда», В. Сафронов, «Клятва», К. Мирошник, «Хлеб» и другими произведениями. По содержанию картин проводились беседы, обращалось внимание детей на то, какой ценой была одержана победа в этой жестокой войне.

Таким образом, мы не только расширяем познания ребенка о Великой Отечественной войне, но и формируем его гражданскую позицию. Конечно, решая такой очень важный момент в жизни дошкольников, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, логопеды и воспитатели  ДОУ выполняют  свои прямые профессиональные обязанности – развивают речь детей, работают над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.

 

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь