Воспитание гуманных чувств

0
1594

 

 

Ушакова Анна Александровна

воспитатель
МБДОУ «Городищенский детский сад
«Аленький цветочек»
Старооскольского городского округа

 

 

      Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, заботливости, уважения к окружающим дают сюжетно-ролевые игры на бытовые темы.

материалы в печатный сборник 

      На протяжении всего дошкольного детства дети играют в семью. В этой ролевой игре отражается опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства.

       Являясь органичной частью всей педагогической работы детского сада, бытовые игры способствуют воспитанию гуманных чувств, сочувствия, стремления помочь, благородства, деликатности.

      На занятиях, в играх, в процессе трудовой деятельности ребятам прививают любовь к труду, раскрывают им взаимоотношения людей в работе и в быту. Специально подобранные произведения художественной литературы, оказывая влияние на чувства детей, вызывают желание поступать так же, как и герои этих произведений.

       Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты, отражающие типичные бытовые явления: уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о матери и других членах семьи, семейные праздники, культурный отдых дома.

       Широкие возможности для воспитания гуманных чувств открывают игры с куклами. Кукла-младенец становится предметом нравственных переживаний детей. Проявление заботливости, нежности, чуткости к кукле-младенцу определяет гуманную направленность чувств играющих, сказывается и на их взаимоотношениях. Бережно обращаясь с «младенцем», оберегая его, дошкольник стремится сделать приятное и его «маме», заботится и о других членах «семьи».

       Следует особо подчеркнуть, что для каждого возраста характерны определенные игровые сюжеты. Любимая игра малышей — «дочки-матери». Маленькая девочка берет игрушечную собачку, заворачивает в платочек, кладет на руку и нежно баюкает ее. Ребенку всего 2 года, но он уже изображает заботливую мать.

       В среднем дошкольном возрасте девочки, принимая на себя роль матери, выполняют более сложные действия, связанные с уходом за ребенком: купают его, одевают, ведут на прогулку, кормят. Все, что наблюдал и переживал ребенок в семье, становится сюжетом его бытовых игр.

      В старшем дошкольном возрасте круг действий «матери» расширяется: она шьет своей «дочке» наряды, водит ее в школу, в больницу, в театр, заплетает ей косы, делает прически.

       Дети тонко отражают в игре различные стороны взаимоотношений членов семьи. Опытный педагог может положительно повлиять на эти отношения и направить их в нужное русло.

        Большие возможности для воспитания гуманных чувств у детей 5—7 лет открывает игра «Как будто дома у нас младенец». Уточнив уровень знаний дошкольников и заинтересовав их игрой, воспитатель стремится обогатить чувства и впечатления детей, показать заботливое и ласковое отношение различных членов семьи к малышам. Для этого педагог знакомит ребят с книгой Е. Благининой «Аленушка», со стихотворением   А. Барто «Машенька» и нацеливает детей на воспроизведение этих сюжетов в играх.

На первых порах игра сводится лишь к действиям с самой куклой. Дети не пытаются использовать умения, приобретенные ими в строительных играх, на занятиях лепкой и различными видами труда. Спустя некоторое время возникает вопрос не только о расширении содержания игры, но и о необходимости изменения ее смысла, т. е. появляется возможность перейти от действий с самой куклой к отражению нравственного отношения к маленькому ребенку.

       Через полтора-два месяца в играх детей становится заметна общность чувств по отношению к куклам-младенцам, расширяется понимание смысла гуманных взаимоотношений внутри семьи. Многообразнее становятся и виды деятельности, с помощью которых ребята выражают свое отношение к малышам. В игре начинают проявляться индивидуальные интересы, потребности, склонности.

       Игры с куклами-младенцами свидетельствуют не только о глубине и устойчивости детских интересов, но и являются показателем развития нравственных чувств: от изображения действий с предметами, как было на первых порах, дети переходят к показу роли членов семьи, гуманно относящихся к «младенцу», причем каждый член «семьи» проявляет себя по-разному, в зависимости от своих интересов и потребностей. Ребята делают из строительного материала жилье, лепят предметы, необходимые для ухода за малышом, читают ему стихи, рассказывают: сказки, поют песни. В игре воспитывается взаимопонимание, согласованность действий, умение правильно оценивать поступки товарищей. У детей появляется стремление защищать слабых, проявлять, заботу о малышах, оказывать уважение и почтение матери. Этому способствует и чтение произведений художественной литературы, подобранных с таким расчетом; чтобы под их влиянием дети старались действовать активнее, подражать положительным героям (например, книга В. Карасевой «Про Таниного братца»). Большую роль в активизации гуманных поступков детей приобретают игры-драматизации.

       Обычно дети охотно принимают сюжет игры «Мамин праздник», однако нередко таким праздником они считают только день Восьмого марта. Многие ребята хотят преподнести маме подарок, но не все знают, как это сделать, и далеко не все считают нужным помочь ей по хозяйству. Задача педагога — объяснить ребятам, что подарок маме должен соответствовать ее вкусу, интересам, следовательно, нужно узнать, что ей нравится.

        Игры помогают детям приобрести очень важное нравственное качество — умение считаться с интересами близких, чутко относиться к ним. Стремление выражать добрые чувства проявляется затем и в играх, и в разных видах деятельности, и в быту.

Игра в мамин праздник позволяет воспитывать не только любовь и нежность к собственной матери, но и уважение к женщине вообще, способствует формированию устойчивых нравственных чувств. Одна из любимых бытовых игр детей — «День рождения куклы».

        Игры на бытовые темы, особенно в семью, дают возможность воспитателю глубже познакомиться с домашней обстановкой детей. Если педагог замечает негативные проявления дошкольников по отношению к своим куклам, то он обращает на это внимание родителей.

        Большое значение имеют игры, знакомящие детей с нормами поведения в обществе, воспитывающие отзывчивость, вежливость.

        Примером может служить игра «Поездка семьи в автобусе». Дети здесь выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся в нем пассажирам.

       В воспитании гуманных чувств огромное значение имеет личный пример педагога. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.

        Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети творчески отражают окружающую их жизнь, способствуют моральному развитию дошкольников, воспитанию у них нравственных чувств.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь