Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Бражникова Елена Александровна
Барашкова Ирина Николаевна
Котова Ирина Геннадьевна
воспитатели
Детский сад «Ягодка» ГБОУ СОШ № 11
г. Кинель, Самарская обл.
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА – ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА ДОШКОЛЬНИКОВ
Мы создали необычный театр «Ягодки подружки». Которые приходят в гости к ребятам по вечерам, и приносят им в кузовке «Сказку ситуацию-из жизни детей» с простым и понятным сюжетом. Эти сказки ситуации учат детей устанавливать дружеские отношения с людьми, и чем раньше у дошколят сформируются эти навыки, тем ярче и интереснее будет их жизнь. Театр «Ягодки подружки» необходим для того, чтобы научить детей здороваться и прощаться, договариваться и благодарить, уважать людей и без агрессии отстаивать свою позицию. Ребятам легче адаптироваться и найти место в любом коллективе. Чем больше удовольствия и радости приносит общение, тем увереннее дети чувствуют себя в разных ситуациях. Дети становятся активными, творческими, успешными! Они уверенно идут по жизни, и эта уверенность дает им возможность открыто смотреть в лицо трудностям и воспринимать их как ступени своего развития.
Театр «Ягодки – подружки» организован таким образом, чтобы педагогам и детям было просто и интересно познавать этот удивительный мир.
Что входит в состав ягодного кузовка?
В кузовочке нашем разложены:
1.Куклы – ягодки Смородинка, Малинка, Рябинка, Брусничка, Клубничка, Вишенка: авторы и ведущие спектаклей, которые живут в нашей группе.
- Сценарии – они оформлены в виде открыток (20 театральных историй по разным социальным ситуациям: «Волшебные слова», «До свидания! До встречи! Пока!», «Давай играть!», «Угощайся, пожалуйста!», «Хорошо, что мы такие разные» и др.) и удобны в использовании. На лицевой стороне открытки указаны действующие лица театральной истории «Угощайся пожалуйста» которую принесла Смородинка это – Пчела, Цветочек и Жук), необходимый для спектакля реквизит и зачин сказки. Все тексты сказок состоят из диалогов. Это позволяет максимально увлечь детей тем, что происходит на сцене. Курсивом в сценарии обозначены действия, которые выполняют куклы. Дизайн открыток – сценариев выполнен красочно для того, чтобы настроить ребенка на проведение спектакля.
- На оборотной стороне открыток – сценариев расположены вопросы для обсуждения сказок. Все вопросы построены по следующей схеме:
– Что сказал или сделал герой?
– Как отреагировали другие герои? Какие у них возникли чувства и эмоции?
– Почему герой так поступил?
– Как бы ты поступил в такой ситуации?
– Как еще можно поступить в такой ситуации?
Ответы на первые два вопроса позволяют узнать, как ребенок понял содержание сказки. Ответ на третий вопрос требует от ребенка анализа, размышлений о поступках героев. Ответы на последние два вопроса (4 и 5) позволяют малышу связать собственное поведение в реальной жизни поступками сказочных героев. Ориентируемся на возраст, развитие детей и их реакцию на сказку. Это дает взрослым прекрасную возможность без нравоучений и нотаций, в легкой игровой форме объяснить ребенку правила поведения, создать необходимый фундамент, на котором в будущем ребенок построит здание своей счастливой и успешной жизни.
Примерная сказка – ситуация: «Угощайся, пожалуйста!» В гости в группу сегодня пришла кукла Ягодка – Смородинка. Принесла кузовок, давайте вместе рассмотрим его! В нем находится: карточка – Сказка-ситуация «Угощайся, пожалуйста!». Действующие лица: Птичка-Регина, Жук – Веня, Божья коровка – Мила (распределение ролей).
Материал: Пластилиновые шарики – яблоки, яблоня, зеленная полянка (располагаем реквизиты). Начало представления: «Солнце улыбается, сказка начинается!»
Автор: Как-то раз Птичка-Регина вышла прогуляться в сад и под яблоней увидела много красивых красных яблок, сбитых прошедшем недавно дождем. Птичка решила попробовать одно из них. Яблоко оказалось очень вкусным, сладким и сочным. Она с наслаждением принялась, есть второе яблоко. В это время к ней подошла божья коровка-Мила. Птичка ест яблоко и причмокивает.
Птичка: Привет, Мила! Как дела?
Божья коровка: Хорошо, спасибо. Мне мама новую книжку купила. Про плодовые деревья. Я ее сейчас читаю. Очень интересно!
Птичка: Я нашла настоящие плоды! Яблоки. Под яблоней. Очень вкусные. Хочешь? Угощайся.
Подает яблоко Божьей коровке.
Божья коровка: Спасибо, Регина. Я спрошу у мамы. Понимаешь, мама говорит, что у меня аллергия на некоторые продукты, поэтому мне не всё можно есть.
Птичка: А что такое аллергия?
Божья коровка: Я точно не знаю. Мама говорит, это когда после того, как съел (произносит по слогам) ал-лер-ге-но-со-дер-жа-щий продукт, щеки красными становятся, и кожа чешется.
Птичка (сочувственно): Да, неприятно. Но ты спроси, вдруг тебе Яблоки есть можно.
Автор: Божья коровка пошла к маме. В это время к птичке подбежал жук.
Жук: Привет, Регина! Ой, какие у тебя яблоки красивые! А можно мне попробовать?
Птичка: Конечно, Веня, Угощайся. Ой, а у тебя аллергии на яблоки нет?
Жук (не понимая): Чего нет?
Птичка: Ну, аллергии. Вот Миле, например, нельзя есть всё подряд. От некоторых продуктов у неё и щеки красными становится, и кожа чешется. А тебе всё можно? Может, ты лучше у мамы спросишь?
Жук: Нет, мне яблоки можно. Я точно знаю. Мне мама их каждый день дает.
Птичка: Ну, тогда бери, конечно.
Жук: Спасибо, Регина. Ой, какое вкусное!
Божья коровка (появляется): Мама сказала, что мне яблоки можно.
Автор: Птичка дала Божьей коровке яблоко. И все были довольны!
После представления задаем вопросы детям по содержанию проигранной ситуации:
- Что нашла птичка Регина под яблоней? (Яблоки)
- Поделилась ли Регина яблоками с друзьями? (Да, поделилась)
- Как она предложила угощение божьей коровке Миле? (Хочешь? Угощайся!)
- Как надо поступить, если тебе предложили какой-то продукт? (Нужно спросить у мамы, можно ли тебе его есть)
- Как нужно поступить, когда ты хочешь поделиться чем-либо? (Предложить: «Угощайся, пожалуйста»)
Кукла «Смородинка» совместно с детьми собирает свой кузовок и прощается.