ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

(из опыта работы)

Волобуева Елена Викторовна
старший воспитатель
Леонова Марина Борисовна
Носова Венера Рафельевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 15 «Дюймовочка»
Старооскольского городского округа

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

В дошкольном возрасте дети активно взаимодействуют друг с другом, в процессе взаимодействия, приобретают социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

В нашем дошкольном образовательном учреждении используются различные формы работы по социально-коммуникативному развитию детей. В детском саду 3 группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Диагнозы у малышей разнообразные. В силу своей маломобильности, процесс социализации у них происходит сложнее. Поэтому нас заинтересовало такое движение, как волонтёрство.

Предполагалось разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников нашим малышам. Педагоги старших и подготовительных групп общеразвивающей направленности проводили беседы со своими воспитанниками о том, кто такие волонтёры, объясняли, как играть с малышами в различные игры, лепить, рисовать, помочьодеваться и т.д.

Воспитатели предоставляли старшим детям возможность в каждый режимный момент помочь или научить чему-то младших детей. Особенно удачно проходило такое разновозрастное общение во время прогулок, когда старшие дети брали за руку младших и гуляли с ними, держась за руки.

Вначале движения волонтёрства старшие дети с осторожностью приходили в группу, чтобы помочь малышам одеться на прогулку, рассказать стихи, показать пальчиковый театр, помочь малышам убрать кровати после дневного сна, убрать после игры на местоигрушки. Они боялись ненароком обидеть младших.

Рекламное сообщение  

Наши воспитанники такжес осторожностью и интересом присматривались к старшим детям. Постепенно дети привыкали друг к другу и уже ждали своих старших друзей.

Приход старших сопровождался бурными радостными эмоциями младших детей. Дети стали дружить между собой. Кто-то в уголочке читал сказку, другой – рисовал со своим другом, собирали вместе конструктор. Дети стали рассказывать друг другу свои маленькие секреты, обмениваться игрушками.

Старшие дети на занятиях изготавливали открытки, поделки из глины, теста для своих младших друзей. Вместе на прогулке срезали веточки сирени, берёзы, тополя для того, чтобы в группе поставить их в воду и наблюдать, как распускаются почки, на каких веточках раньше появились листочки, какой они формы. Свои наблюдения зарисовывали в альбоме. Малыши с большим интересом участвовали в этом процессе. А старшие были очень горды собой.

Дети добровольно, по своей инициативе организовали маленькую театральную группу, чтобы разыгрыватьперед малышами с ОВЗнебольшие сценки, петь песенки, читать стихи и даже демонстрировать цирковые фокусы. И что интересно, у малышей начали проявляться таланты: сочинять стихи, придумывать свои фокусы. Конечно, эти стихи и фокусы часто не получались, всех смешили. Зато весело было всем, никто не обижался. Наоборот, старались придумать что-то новенькое.

Нужно отметить, что в начале движения волонтёрства не все дети старших групп проявили желание в нем участвовать. Постепенно, наблюдая за своими товарищами-волонтёрами, присоединялись к ним.

Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формировалось ощущение «взрослости», возникало желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получаливнутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышалась самооценка, появлялась уверенность в себе.

3 декабря все страны отмечают международный День особенных людей. В этот праздник педагоги провели тематические занятия, объяснили старшим детям, что 3 декабря – день сильных духом людей. Это напоминание нам, что есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Эти люди, как взрослые, так и дети, живут рядом с нами. Такие дети не хуже и не лучше, они просто другие. Они также любят играть, веселиться, заниматься спортом, хотят учиться в школе, чтобы многое ещё узнать. Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем? Разница лишь в том, что мы свои «не могу» при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь. А нам нужна их помощь для того, чтобы стать добрее, искреннее и ценить каждый миг жизни. Услышанное тронуло детские сердца. Итогом данного мероприятия стала совместная коллективная работа «Солнышко». Её разместили в группе малышей на самом видном месте, как напоминание об искренней детской дружбе.

Можно сделать вывод, что наш детский коллектив стал сплочённее, дружнее. Появилось инклюзивное волонтёрство – привлечение к оказанию помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Через деятельность такого рода дети с ОВЗ чувствуют себя полноправными членами общества.

Волонтёрская деятельность способствовала ранней позитивной социализации детей через активную деятельность. Старшие дети выступали инициаторами деятельности, давали малышам возможность раскрепоститься, пойти на общение и всем получить эмоциональную радость.

Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

 

 

Скачать (PDF, 1012KB)

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь