Волонтерское движение «Лучики добра» в МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 30

долгосрочный проект

0
1456

Позднякова Татьяна Владимировна
старший воспитатель
Радченко Инесса Евгеньевна
Васькина Марина Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 30

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

С сентября 2021 года в нашем детском саду было организовано волонтерское движение и создан отряд «Лучики добра», куда вошли дети подготовительной группы «Сказка», родители и педагоги ДОУ.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально – нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.

Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • – Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании.
  • – Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • – Ребенок может договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • – Ребенок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

материалы в печатный сборник 

Волонтёр – это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

  • – к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы,
  • – к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

Воспитанники подготовительной группы «Сказка» МБДОУ ЗАТО г. Североморск приняли участие в региональном проекте «Волонтеры – дошкольники Заполярья». В рамках проекта был проведен региональный конкурс «Добрые дела», в котором участвовали 66 ДОО Мурманской области.

В период проведения конкурса дети и педагоги выполняли различные задания, участвовали в социальных и благотворительных акциях. По каждому заданию делали отчет. Необходимо было выполнить 10 заданий.

Дети вместе с воспитателями создали фирменные атрибуты отряда. С детьми проводили беседы и тематические занятия. Для того, чтобы познакомить детей с разнообразной деятельностью волонтеров, были приглашены в детский сад взрослые опытные волонтеры: руководитель «Единого волонтерского движения ЗАТО г. Североморск», волонтеры «Победы», волонтеры «Поискового отряда «Север», «Культурный десант», «Усы, лапы и хвост».  Добровольцы рассказали о важности своей работы, значении для людей и природы в целом, поиграли с детьми в разные игры.

Выполняя задание, «Помоги сберечь природу», наши воспитанники приняли активное участие  в природоохранных акциях: «Сдай батарейку – спаси природу», Сдай макулатуру – спаси дерево», «Крышечки надежды», «Собери пластик на переработку», «Посади дерево» (на территории своего ДОУ), «Елочка – зеленая иголочка». Так же дети, педагоги и родители приняли участие в благотворительной экологической акции «Посади дерево» на территории МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 7, совместно с МРОБОМСИ «Радуга». Воспитанники помогали воспитателям в уходе за комнатными растениями. Дети совместно с  родителями, принимали участие в субботниках по уборке территории.

Ребята активно помогали животным. Сделали кормушки и развесили их на территории детского сада, каждый день во время прогулки дети и педагоги раскладывают корм для птиц. Некоторые кормушки дети вместе с родителями повесили в городском парке, в которые так же приносили корм. Так же малыши, педагоги и родители поучаствовали в акции «Раз, два, три хвостатым чудо подари». Во время этой акции было собрано большое количество корма для бездомных собак, которые живут в приюте для животных.

Следующим заданием было – «Умеешь сам – научи другого». Выполняя это задание юные волонтеры приходили к малышам. Помогали им одеваться, показывали, как правильно это делать, играли с ними в различные игры, рассказывали сказки, читали стихи, показывали театр, пели песни, танцевали.

Для того, чтобы волонтер был всегда активен и хотел помогать другим, он должен заботиться о своем здоровье. Поэтому, следующее задание для ребят это «Заботься о здоровье». Ребята и педагоги посвятили этому  неделю. На протяжении всей недели к детям в гости приходил «Доктор Неболейка», который рассказывал о важности здоровья, о необходимости вести ЗОЖ, о правильном питании, занятиях физкультурой. Дети смотрели мультфильмы на эту тему, рисовали рисунки, играли в подвижные и настольные игры. Закончилась «Неделя здоровья»  спортивным праздником на улице.

Выполняя задание «Подари частичку счастья», ребята и педагоги подготовили видео – концерт и открытки для пожилых людей, которые отправили в Дом престарелых людей  ЗАТО г. Североморск.

Наши юные волонтеры и их наставники, в течение 5 месяцев, выполняли конкурсные задания, делали добрые дела и поделились своим опытом с детьми старших групп, передав им свои «лучики добра».

Наш волонтерский отряд стал победителем регионального конкурса «Добрые дела».

Но не это главное. У воспитанников:

  • – расширился кругозор о деятельности добровольцев, их ценностях и роли в современном обществе;
  • – сформировались знания о бережном отношении к миру природы, к труду других людей.

Участие в конкурсе способствовало у воспитанников:

  • – воспитанию трудолюбия
  • – воспитанию гуманного отношения к животным и растениям
  • – созданию благоприятного климата в детском коллективе, передача знаний, умений и навыков от старших воспитанников к младшим
  • – воспитание ответственного отношения  к собственному здоровью и здоровью окружающих
  • – воспитание чистоты нравственных отношений человека к человеку, поддержка различных социальных категорий: ветеранов, пожилых людей, людей с ОВЗ и тд.
  • – воспитание доброго отношения к окружающим людям, ответственного уважения к труду,
  • – формированию осознанного отношения к добровольческой деятельности, самоактуализация.

Работа наших юных добровольцев не ограничилась участием в конкурсе. Ребята – волонтеры, их педагоги и родители продолжают систематически участвовать в разнообразных экологических, благотворительных, социальных, патриотических, здооровьесберегающих акциях, помогают малышам и взрослым, рассказывают о своей деятельности другим детям.

Педагоги подготовительной группы «Сказка» представили свой опыт о  работе волонтерского движения в детском саду на педсовете ДОУ. Воспитатели, переняв опыт педагогов группы «Сказка», так же начали реализовывать волонтерское движение в старших и подготовительных  группах.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь