Каплюченко Любовь Викторовна
Илюшина Екатерина Васильевна
Ченских Марина Ивановна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Современные стандарты в образовании сегодня требуют от воспитателя детского сада постоянно работать в режиме развития. Это значит, что педагогу нужно уметь искать и применять инновационные технологии и успешно их уметь реализовывать. Одной из таких инновационных технологий является экологическое волонтёрское движение в условиях детского сада. Так как именно дошкольный возраст характеризуется, как наиболее благоприятный период для развития и становления личности ребёнка.
То, что формировать правильное отношение к экологии надо начинать непосредственно с детского сада – это факт. Здесь закладываются основы здорового восприятия всего живого мира. Очень важно поддержать неподдельный интерес у детей дошкольного возраста к экологическому воспитанию. Поэтому одним из перспективных и эффективных методов поддержания данного интереса у детей будет являться волонтёрское движение.
Волонтёр – это человек, занимающийся общественно-полезной деятельностью на безвозмездной основе. Основы волонтёрства заключаются в добровольном труде, не требующего оплаты. Сферы деятельности волонтёра могут быть разнообразны, но волонтёр всегда несёт любовь и доброту. Для него важны такие качества, как трудолюбие и забота.
Волонтёрское движение в области экологии в детском саду содействует приобщению детей к природе и воспитанию экологически активных личностей. Дошкольники, как губка могут впитывать новые знания и умения, поэтому волонтёрское движение в столь юном возрасте является довольно актуальной и перспективной темой для дальнейшего развития детей в данном направлении.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в общей системе образования, которое помогает:
- – воспитывать гуманное отношение к живой и неживой природе;
- – формировать систему экологических знаний и представлений в целом;
- – уметь оказывать посильную помощь по охране и защите природы.
К сожалению одних только теоретических знаний недостаточно для формирования у детей уважительного отношения к природе, поэтому необходимо подключать их к практической деятельности. Детям необходимо показать на практике, что они могут позаботиться о природе, т.е. охранять, беречь и помогать ей.
В нашем детском саду мы внедряем волонтёрское движение для экологического воспитания дошкольников последние несколько лет. Для реализации данной деятельности мы используем хорошо зарекомендовавший себя метод проектов. Проекты позволяют сделать экологическое воспитание достаточно интересным и увлекательным для дошкольников разных возрастов.
Нами были реализованы такие проекты экологической направленности как: «Зелёная аптека» в старшей группе детского сада и «Друзья птиц» для детей младшего дошкольного возраста. Цель этих проектов заключалась в основании фундамента волонтёрского движения и экологического воспитания для дошкольников в будущем.
В процессе реализации этих эко-проектов были поставлены следующие общие задачи:
- Сформировать экологическую культуру дошкольника.
- Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды
- Вызвать у дошкольника желание охранять окружающий мир.
- Обеспечить активность каждого ребёнка при проведении природоохранных мероприятий
- Способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения детей дошкольного возраста.
Главная идея экологического проекта «Зелёная аптека» базировалась на воспитании у детей бережного отношения к природному наследию нашего края, а в проекте «Друзья птиц» на позитивной социализации дошкольника через его активную деятельность, т.е. чтобы ребёнок смог правильно оценить поведение человека в живой природе.
Экологическое волонтёрское движение в ДОУ помогает воспитывать экологическую культуру дошкольника. Все участники воспитательно-образовательного процесса должны быть заинтересованы в использовании новых форм и методов при создании условий формирования волонтёрского мировоззрения у дошкольников. Привлечение родителей к волонтёрству при экологическом воспитании положительно сказывается детях, так как это влияет на развитие нравственных качеств у ребёнка. Нельзя забывать, что именно в дошкольном возрасте вырабатывается основной принцип волонтёрства – добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности и реализация личных способностей.