Хохлова Любовь Александровна
Столяренко Ольга Алексеевна
Перцева Любовь Васильевна
воспитатели
МБДОУ ДС 62 «Золотой улей»
г. Старый Оскол
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Сегодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?
Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».
В период дошкольного детства закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Дети дошкольного возраста чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок дошкольного возраста, как губка впитывает впечатления, знания, стили поведения воспитателя, работающего с ним. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях. В связи с тем, была создана система эко – волонтёрского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
В нашей группе постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Одной из таких форм работы является- Эко – волонтёрская деятельность дошкольника.
Перед нами встала задача, сделать эко – волонтёрское движение интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности. Поэтому актуальным является вопрос о создании волонтёрского движения в нашей группе, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи.
Эко – волонтёрская деятельность дошкольника это:
- посадка цветов и деревьев;
- благоустройство и обустройство дворов, игровые площадки своих возрастных групп и групп младшего дошкольного возраста;
- помощь животным и птицам;
- экологические акции, уборка мусора и загрязнений;
- пропаганда здорового образа жизни; и др.
Наша группа заинтересовалась данной идеей, но перед тем, как создать волонтёрский отряд мы познакомились с понятиями «волонтер», «волонтерский отряд». С детьми были проведены беседы о том, кто такие волонтёры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтёрская деятельность. Первая волонтерская акция «Вырастим овощи для животных зоопарка». Вторая наша акция была «Покорми бездомных животных», объясняем детям, что животным зимой тяжело, холодно, поэтому надо помогать. Третья наша акция «Очистим участок от мусора», приучаем детей к порядку, к чистоте, к желанию помощь дворнику в уборке территории.
Для волонтёра – ребенка ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Дошкольный возраст – отличный возраст для старта, считаем мы. В этом возрасте малыши начинают понимать значение слова «помощь». Помощь в уборке на территории детского сада, посадке цветов, поддержка нового ребенка в группе – детское волонтёрство может принимать любые формы.
Организация волонтёрского движения в детском саду, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств.
Список литературы:
- Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5
- Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.