Колесникова Оксана Юрьевна
педагог-психолог
Постникова Светлана Александровна
воспитатель
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
г. Старый Оскол
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Заставить полюбить природу нельзя,
Но помочь полюбить можно.
Н.И. Сладков
Наш регион занял второе место в экологическом рейтинге по итогам 2021 года, уступив только Тамбовской области. Рейтинг опубликован на сайте общественной организации «Зеленый патруль». Также регион стал лидером Всероссийской акции «Сохраним лес». В 2021 году на территории области высадили более 6,3 млн. деревьев и кустарников. Акцию провели в рамках нацпроекта «Экология».
Задача экологического воспитания детей становится год от года все актуальнее. В связи с этим в ДОУ была создана система эко-волонтерского движения дошкольников. Она ориентирована на приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности.
Слово «волонтер» иностранное, переводится как «доброволец». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку
Человек – уникальное создание, но последние 100 лет он творит страшные вещи на планете, не думая о последствиях. Плохая экология, горы пластика, исчезновение некоторых видов животных и растений – это суровая реальность.
Наши педагоги простым и понятным языком рассказывают детям об экологической ситуации, о важности экологических привычек, подводят к пониманию осознанного потребления и к тому, что все вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за планету. Мы стараемся вырастить из детей экоактивистов, волонтеров, которые участвуют в эко-движении, пропагандируя экологичный образ жизни в России.
Помимо развития интеллектуальных способностей, у детей дошкольного возраста очень важно формировать экологическое сознание.
На занятиях детям показывают картину красивого леса, лесной речки, яркого цветущего луга. Затем другая картина- сгоревший лес, грязная река, вытоптанный луг – все это результат деятельности человека. Дети вместе с педагогом рассуждают, как можно помочь природе. Занятия помогают детям открыть загадочный мир природы, сформировать основы экологического сознания.
В помощь педагогам в формировании эко-культуры у детей – экологические сказки; их задача – подвести детей к пониманию, что мы вместе в ответе за Землю. Отправляясь в увлекательное путешествие вместе с героями, дети получают экологические знания и навыки. У дошкольников формируется осознанное отношение к природе, появляется желание охранять окружающий мир.
В последние годы проблема мусора стала настолько острой, что уже невозможно закрывать на нее глаза. Если не заняться ее решением сейчас, то скоро наша планета превратится в большую помойку, и места для жизни на ней попросту не останется. Что же может сделать каждый из нас уже сегодня, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Детям дается множество практических советов, следуя которым мы можем во много раз уменьшить количество собственного мусора, а значит и количество мусора на всей планете. В доступной форме дошкольникам рассказывают какой мусор самый опасный и как правильно сортировать отходы, рассказывают о системе раздельного сбора мусора.
К акциям привлекаются родители воспитанников. Дети призывают родителей не покупать пластиковую одноразовую посуду; не покупать пластиковые пакеты, ходить в магазин с тканевой сумкой. С родителями проводятся беседы о том, чтобы они не покупали ребенку лишние игрушки.
Работа с детьми эко-волонтерами ведется круглогодично.
В зимнее время в ДОУ проводятся флэшмобы «Закаляйся, если хочешь быть здоров»; акции «Покормим птиц». Весной дети помогают педагогам выращивать рассаду для огородов и цветников детского сада. Летом ухаживают за растениями на территории детского сада. В теплое время года родители получают памятки «Береги лес от пожара». Выставка детских рисунков -«Спасем зверей от машин».
Совместно с родителями в ДОУ оформляются плакаты « Уходя, выключи свет!», «Одна капля воды». Детям рассказывают о том, что в Африке люди погибают от жажды. А из подтекающего крана за сутки наберется 20 стаканов воды. Учим детей экономить природные ресурсы
Дети- волонтеры спасают планету и на личном примере показывают, как можно справиться с экологическими задачами. Дети получают экологические знания и навыки, которые пригодятся на протяжении всей жизни.
Список литературы:
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.- М.,2008.
- Евдокимова В.С. Технология проектирования в ДОУ. -М.,2006.
- Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников.// Воспитатель ДОУ, 2009.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду // Учитель. – Волгоград, 2009.