ВОЛОНТЕРСТВО КАК НОВЫЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0
911

Чернятина Галина Петровна
Ахновская Светлана Михайловна
Кремова Елена Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС № 61 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

 

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

 

Волонтерская деятельность в России в последние годы становится популярной. В ней просматривается потребность совершать гуманистические действия в противовес цинизму и меркантильности. Развитие волонтерской деятельности является важным для общества и самих волонтеров. Оно способствует становлению гражданского общества, положительно влияет на социальное и экономическое развитие страны, помогает решить социально значимые проблемы.

Волонтерство положительно влияет и на систему образования. Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к внедрению в нашем дошкольном учреждении технологии «волонтерское движение».

материалы в печатный сборник 

Цель: пробудить в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах.

Работа осуществлялась в ходе всего образовательного процесса, на специальных НОД, экскурсиях, акциях, где дети переживали различные эмоциональные состояния, знакомились с опытом сверстников, художественной литературой.

Волонтерское движение в детском саду – это активная форма общения в детской среде от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети – волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Волонтерское движение в нашем ДОУ – это:

  • – посадка цветов, кустов и деревьев,
  • – помощь младшим дошкольникам,
  • – помощь птицам в зимнее время года,
  • – экологические акции, уборка мусора и загрязнений,
  • – пропаганда здорового образа жизни.

Для внедрения данной технологии была оснащена предметно-пространственная развивающая среда группы игровым оборудованием и пособиями для оптимизации формирования у детей навыков инициативы и самостоятельности:

  • – «Календарь добрых дел»;
  • – «Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;
  • – Картотека игр «Давайте жить дружно»;
  • – Альбом «Наши добрые дела»;
  • – Библиотека «добрых книг».

Работу начали со знакомства с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение», что мотивировало детей на волонтерскую деятельность. С воспитанниками были проведены беседы: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Мы – защитники малышей».  В беседе «Наши добрые дела и поступки» детям предлагалось ответить на вопросы: что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди»? В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети? Чему старшие дети могут научить малышей? Постоянное освоение новых волонтерских умений, коммуникативных навыков важный момент технологии волонтерства.

В рамках волонтерского движения дети подготовительной к школе группы изготавливали малышам книжки-малышки, ставили для них театрализованные представления, радовались, что помогали, проявляли к малышам заботу. В конце каждого дня подводились итоги в «Календаре добрых дел» – это информационный стенд, в котором фиксировались и прослеживались «добрые дела» воспитанников.

Дошкольники вместе с родителями участвовали в акциях: «Помоги птицам зимой» – с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями изготовили кормушки и вывесили их на территории детского сада. Каждый день дети следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.

Акция «Создадим красоту своими руками» – облагораживание территории детского сада – в весенний период родители делились семенами, рассадой цветов, а воспитанники помогали ухаживать за цветниками и огородом на территории ДОУ. В ходе акции воспитанникам прививала заботливое и бережное отношение к природе, дети получили необходимые навыки работы с инструментами, проявлять осознанную заботу о живом.

Акция «Дарим приятные сюрпризы» – с детьми-волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили открытки и вышли к близлежащим домам с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие сострадания, сочувствия.

Волонтёрство – это активная форма включения родителей в жизнь ДОУ. С ними были проведены беседы: «Воспитание уважения к старшим», «Роль семьи в нравственном воспитании детей», «Воспитание ответственности у дошкольников». Родители совместно с детьми приняли участие в мероприятиях: «Дари добро», «Поздравим бабушку», «Осень-волшебница», «Коляда», изготовлении птичьих домиков, поделок.

Технология «волонтёрское движение» дала положительные результаты: дошкольники научились вступать в контакт со взрослыми и детьми младшего возраста, стали осознавать свою важную миссию, что они старшие помощники, готовые прийти на помощь; стали проявлять инициативу. Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности повысили свою педагогическую компетентность. Определенные результаты волонтерского движения можно отметить и для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее идут на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, песенки. Малыши стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать вопросы.

Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Список литературы

  1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
  2. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии. / В.П. Бабинцев, Е.В. Реутов. Социологические исследования. 2010. № 1. С. 109 – 115.
  3. Бодренкова Г.П. Системное развитее добровольчества. / Г.П. Бодренкова АНО «СПО «СОТИС», 2010. – № 4. – С. 15.
  4. Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. / В.Н. Микляева. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2013г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь