ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ

Потанина Наталья Анатольевна
Ансимова Татьяна Владимировна
учителя-логопеды
МБДОУ ДС № 64 «Искорка»
г. Старый Оскол

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Большую часть информации об окружающем мире человек получает благодаря визуальному восприятию, именно поэтому в основе любой коррекционной работы лежит принцип наглядности.

Визуальное расписание – это своеобразный детский органайзер, наглядно структурирующий и упорядочивающий жизнь ребенка.

Чаще всего визуальное расписание применяется для работы с детьми с аутизмом, но стоит заметить, что оно пойдет и для детей с ЗПР, и для нормотипичных детей. С его помощью можно эффективно построить распорядок дня, распределить определенные задания.

Визуальное расписание наиболее широко используется педагогами, АВА-терапевтами, специалистами, работающими с аутичными детьми.  Многие методики коррекционной работы с детьми, страдающими РАС, предполагают использование визуального расписания,

Как выглядит визуальное расписание

Рекламное сообщение  

Это могут быть магнитики с фотографиями или распечатанные карточки, где изображены, в зависимости от того, как применяют данное расписание, или режимные моменты, если это расписание целого дня, или же определенные этапы деятельности, которые выполняет ребенок – это может быть обеденный стол, кроватка, игрушки, детская площадка, спортивный зал и т.д.

Для расписания можно использовать как картинки, так и фотографии, главное, чтобы они были понятны ребенку и отображали действия, которые необходимо выполнить. На карточке должно быть изображение и подпись. Изображение обозначает то задание, которое будет выполнять ребенок.

Следует заметить, что ребенка нужно обучать пользоваться визуальным расписанием, и для этого существуют специально составленные протоколы с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Обучение детей пользоваться визуальным расписанием

На первом этапе обучения используется планшет «сначала-потом». Использование планшета поможет научиться следовать инструкциям, ребенок будет видеть, что сразу за выполнением инструкции следует поощрение. Такой подход позволяет развить у ребенка оперантное поведение и сотрудничество. Освоив «сначала – потом» и постепенно вводя в качестве поощрения социальную похвалу, можно переходить к более сложным визуальным конструкциям, например, осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: прием пищи, самостоятельное одевание – раздевание, поход на прогулку, и др. Для данных навыков выстраивается цепочка поведения, которой следует ребенок при выполнении определённого действия. Визуальное расписание можно так же использовать, выстраивая последовательность выполнения определённых заданий на занятиях, например: сначала мы разложим кубики по цветам, потом будем рисовать, затем соберем пирамидку.

Более сложной визуальной конструкцией будет являться отражение режимных моментов в течение дня – зарядка, завтрак, занятия, прогулка, обед, сон.

Алгоритм использования визуального расписания

Выстройте в ряд карточки с изображением заданий (или действий), которые необходимо выполнить. Вы совместно с ребенком называете каждую карточку, например: сейчас делаем зарядку, потом завтракаем, потом идём на занятие в музыкальный зал и т.д. По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями снимаются с расписания. В конце цепочки карточек крепится изображение поощрения.

Визуальное расписание выступает договором между взрослым и ребенком с аутизмом. В этом случае и ваши требования будут выполнены, и ребенок заслуженно получит поощрение.

Как вводится расписание на занятиях с детьми

Сначала педагог выкладывает несколько карточек, называет ребенку, что нужно сделать, в конце ставится карточка с самым легким и приятным заданием или поощрением. После выполнения каждого задания ребенок снимает карточку и кладет ее в сторону или в коробочку для карточек. Поначалу заданий немного, педагог помогает ребенку и сразу дает поощрение. Затем постепенно увеличивается количество заданий, ребенок сам убирает карточки после выполнения задания и словесной подсказки педагога. Порядок заданий чаще всего одинаковый, так как для ребенка с РАС на занятии важно соблюдать определенную последовательность.

В дальнейшем убирается подсказка, и можно предлагать ребенку самому разложить карточки для занятия в нужном порядке.

Визуальное расписание — позитивная стратегия обучения и воспитания ребенка с расстройством аутистического спектра. Наличие наглядной структуры значительно улучшает качество жизни ребенка, помогает осваивать новые сложные навыки, снижает тревожность, дает возможность выбора, а главное, учит эффективной коммуникации.

Список литературы

  1. Брайан Л., (2000). Обучение поведению на рабочем месте и по расписанию для высокофункциональных детей с аутизмом с помощью графиков графических действий. Журнал аутизма и расстройств развития, 30, 553-567.
  2. Месибов Г. В., Браудер Д. и Киркланд С. (2002). Использование индивидуальных графиков в качестве компонента поддержки позитивного поведения для учащихся с нарушениями развития. Журнал позитивных поведенческих вмешательств, 25, 58-72.
  3. Месибов Г. В. и Шоплер Е. (2005). TEACCH подход к расстройствам аутистического спектра. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь