Волонтерство как форма социализации старших дошкольников с ТНР

Колесникова Светлана Ивановна
Смотрова Галина Викторовна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Г. Старый Оскол

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

 

    Важнейшим условием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, как и для его, успешно развивающегося сверстника, является человеческое общение. Эффективным условием нормализации и развития вербального общения является включение ребенка с особыми образовательными потребностями в коллектив здоровых сверстников. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья. [1, с. 23].

Дошкольный возраст — это важнейший период усвоения основ социального поведения, формирования коммуникативных навыков, сензитивный период для социализации ребёнка.

Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности. Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях, ребёнку с нарушениями речи тяжело быть полноценным участником коммуникации. Вместе с тем, на формирование личности и социализацию влияют и особенности развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи. [3, с. 52].

   Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

Рекламное сообщение

Мы работаю над проблемой развития речи и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Считаем, что развитая связная речь ребёнка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс общения.

       В нашем детском саду социализация воспитанников начинается с технологии «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

Волонтерство – огромный плюс для нас. Мы не только демонстрируем свои личностные качества – доброту, отзывчивость, общительность, организованность, ответственность, но и показываем себя разносторонними и развитыми людьми, развиваем активный и пассивный словарный запас, который необходим для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, учимся общаться и принимать различные социальные роли.

       По мнению Н.П. Гришаевой, технология  «Дети – волонтёры» –  это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация  волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

       Волонтерство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС. [2, с. 15].

       Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать на основе проектного метода «Твори добро». На  начальном этапе реализации  проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали программу и  план мероприятий, придумали эмблему волонтерского движения, провели ряд бесед: “Кто такие волонтеры?”, “О возможности стать волонтерами для малышей”, «Что такое  добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность.

        Данный вид деятельности был интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех возрастных групп, заинтересовал родителей, которые были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

        Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, доставило эмоциональную радость.

       Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало проведение акций: «Покорми птиц зимой», «Плюшкин день», «Добрые сердца», «Помоги бездомным животным», «Помоги пойти учиться», «Подари радость». Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание, милосердие к окружающим.

          Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

          Итак, приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

Список литературы:

1.Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.

  1. Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.

3.Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь